Методы работы со сказками (и произведениями в целом)
Текст и подборка: Эмануэль Т. Основа: литература Иллюстрации: прекрасные авторы из сети Интернет
Упражнение "Что Дальше: 3 конца"
У Джанни Родари есть прекрасная книжка, в которой для каждой сюжетной фабулы представлено 3 различных конца. Причем с указанием того, какой из них импонирует самому Автору. Вот и нам очень полезно задуматься: а что же было дальше? После окончания сказки? И, если есть время-желание, придумать несколько альтернативных концовок. Ведь события могли развиваться совершенно по-разному? Возьмите какое-нибудь произведение и начните фантазировать! Примеры ниже - для вдохновения, как всегда:
Что стало с бабой Ягой в условиях рыночной экономики? Как она нашла себя?
Кажется, кому-то срочно нужен ЗОЖ! Можно, кстати, подобрать рацион, как сделали с Карлсоном
А кому-то - надо срочно рассказать про целеполагание
Может, все-таки Рыбка одумалась и...
Была внедрена попытка справедливости?
А теперь рассмотрим сами приемы.Некоторые из них разделены на противоположные пары: дробление (одна сторона) и объединение (противоположность), динамика (первая) и статика (наоборот) и т.д. Давайте познакомимся с ними, подберем примеры и будем использовать при своем словотворчестве.
С помощью этих приемов вы сможете создавать свои собственные интересные и необычные истории!
Кстати! ВЫ имеет право на СВОЙ видение истории!!
А еще мы можем придумать другие варианты развития событий на основе приемов творчества
Приемы работы со сказками
Первая пара приемов: дробление и объединение
Помните, мы уже объединяли животных и создавали так новых героев? Это можно отлично использовать в вашей собственной сказке!
Самостоятельно создайте какого-нибудь уникального героя на основе этого принципа! А стул и книга!! Помните? Тоже можно использовать!!
А еще можно додумать продолжение, объединив его в многотомное повествование
А еще мы можем сотворить коллаж из сказок. Этот метод тоже описал Джанни Родари. Суть в том, что мы объединяем несколько сказок в одну, чтобы додумать, что теперь будет. Например, так (схема осталась прежней, но герои затесались какие-то не те):
Посмотрите на эти картинки из сети Интернет. Сколько сказок тут отображено? И какие именно Вы увидите? Правильного ответа нет, Вы помните. Кого вы здесь увидите? Мэри Поппинс? Золотая Рыбка? Федорино горе? А еще?
Внезапно. Гастроли?
Посредник? Вспомните прием):
Кстати, перемешивать можно и сказки в целом, и отдельных персонажей - пусть встретятся наконец-то!! Коллеги по метле все-таки!!!
А вот герои "Несколько в одном" (Белоснежка уже не та):
А какие сказки объединены тут:
Таким образом, ВЫ можете объединять, перемешивать и фантазировать!! Поле - огромное!!!
Следующая пара приемов: универсализация и специализация
Универсализация - что-то для ВСЕГО! Специализация - что-то для ОДНОГО!
Выберите какой-то объект и встройте его в свое повествование!!! Он будет универсален? Или предназначен для чего-то сугубо узкого? Вот примеры.
"Универсальное" рабочее место...
Специализированные предметы (строго для яиц, морковки, сосисок и лапши)
Как вы уже поняли, эти приемы позволяют не только украсить свое повествование, привнеся в него замысловатых существ, но и разработать новые идеи, как мы сделали с зонтиками.
Пара приемов: динамика и статика
Встраивайте динамику и/или статику в свое повествование. Пусть подвижное вдруг станет неподвижным и наоборот!
Пара приемов "Внесение и ВЫнесение свойств"
Смотрите: мы можем ДОБАВИТЬ ВНУТРЬ (получить) какие-то свойства (волшебные и не очень), а можем вынести их во вне.
Например, попил из копытца, ПРИВНЕС свойства козленочка. Стал водиться не с теми, научился говорить на змеином языке... и т.д.
А можем ВЫНЕСТИ ВОВНЕ какие-то свойства. Тут Кащей отлично придумал:
Вот еще несколько "вынесений":
Следующий прием - изменение количества и масштаба
Количество и масштаб может измениться как в бОльшую, так и в меньшую сторону. Иными словами, в нашем повествовании чего-то становится вдруг сильно много, либо сильно мало. Кроме того, это "нечто" может быть увеличено или уменьшено в размерах. Мы ведь помним и великана-Гуливера, и Мальчика-с-пальчика. А вместе с ними давайте запомним и эти приемы.
Так, мы можем вообразить, что количество Колобков внезапно увеличилось. Скажем, Бабка пекла для оптовых дел. Ситуация "Переменка в школе":
Теперь важно подумать, что делать дальше? Как утихомирить этих товарищей и сделать их добрыми? Может, звонок на урок?)
Додумайте эти картинки. Какие приемы тут есть?