ПСИ: Вопросы послушания

СЛУШАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ ДУМАТЬ

Текст и  "оформление": Эмануэль Т.С.
Основа: литература
Иллюстрации: из сети Интернет

Мнимые "хорошо" были рассмотрены ранее, а сегодня поговорим о явлении послушания, как об одном из часто требуемых (со стороны взрослых) аспектов.

101

Очень часто трактовка понятия "Послушание" со стороны взрослых сводится к следующим аспектам:102

Таким образом, часто идеальный "послушный" ребенок (в понимании взрослого) - это вечно веселый маленький робот, исполняющий команды взрослого, не имеющий собственного мнения, права на личные эмоции и т.д.

Последствие № 1. Дети начинают подавлять ЛЮБЫЕ свои желания и эмоции.

Превращаются в вечно страдающего Иа-Иа, забитую Золушку и т.д.  А ведь если разобраться, покорные послушные дети обладают набором определенный свойств:104

Последствие 2. Дети привыкают слушаться и перестают думать сами.

105

Такие дети и дальше выбирают кого-то, решающего за них. Сейчас это - вы, а позже - парень из подворотни и прочие ВНЕШНИЕ личности

116

Послушные дети не приспособлены к реальности. Им чужда самостоятельность, они не умеют   принимать решения, боятся проявлять свои желания и эмоции

106

То есть тотально "послушный" ребенок зависим, запуган и т.д. Причем очень часто это еще и поддерживается взрослыми, культивируясь в виде навязанной роли.

107

Покорные дети - тихий омут!

За послушанием может скрываться и страх потери взрослых (который позже выльется в нарушение взаимоотношений во взрослой жизни), и ненависть к источникам требований послушания, которая позже вполне может вылиться в агрессию в адрес тех, с кем МОЖНО ее проявить. Вам маньяки нужны?

110

Дети прекрасно впитывают и адаптируются! Попробуйте научить взрослого человека тому, чему учится ребенок!  У детей это происходит на физиологическом уровне! Их мозг лабилен! Поэтому они очень быстро схватывают: учатся ВНЕШНЕ быть послушными, ИМИТИРОВАТЬ поведение, врать и т.д.

111

Отсюда частые ситуации, когда дома ребенок - ангел, а в школе "злые и плохие" учителя жалуются на него, представляя хулиганом. Потому что дома он не может себе этого позволить, зато в школе этот "чудный ангел" отрывается по полной программе. Но такая мамочка ни за что не поверит, что ее голубоглазое, чистое и невинное  дитя способно на такое

113

Кстати! Некоторые покорные дети наслаждаются отсутствием взрослого над душой и начинают вытворять всяческое нечто. А некоторые просто не знают,  чем же заняться - ведь они привыкли, что кто-то думает ЗА них, говорит, что делать и т.д.

112

Чрезмерное и навязанное послушание превращает ребенка в "неребенка".

114 И очень часто это приводит к манипуляциям. Ребенок выбирает роли тирана или жертвы и т.д.

118

Кроме того, в требовании послушания, взрослые часто переходят границы эффективного взаимодействия и своим примером показывают, каким агрессивным "выгодно" быть. Ребенок считывает девиантные модели: "Сильнее тот, кто агрессивнее и т.д."

119

То есть с одной стороны, ребенок видит  перед собой агрессора, с другой, лишен возможности выражать свои собственные эмоции и желания.  Тут не обойтись без вопросов принятия чувств.

120

Стили взаимодействия с детьми

При этом важно понимать, что степень послушания ребенка во многом представляет собой следствие из применяемых методов воздействия. Вопросы ПОСЛУШАНИЯ рассмотрены отдельно.

121 123

В школе этот стиль проявляется так:

124 125 126

141

Примечательно, что это "сканирование" - деструктивно!! Оно сродни  предугадыванию и прочим МНИМЫМ детским "Хорошо"!

127

То есть важно понимать, что воздействую ВСЕ члены семьи, окружение и т.д. И очень часто послушания требуют ВСЕ. НО! Разного! Как быть ребенку? Перезагрузиться??109

 Важно понимать, что дети - это НЕ маленькие покорные роботы! Они совершенно искренни! Если им интересно, они слушают, если они рады, они выражают это и т.д. Если они отчаянно ревут из-за "ерунды", то для них - это НЕ ерунда, НЕ мелочь, а конец света!! И нам в эту минуту важно ПОЗВОЛИТЬ ребенку испытывать эти чувства, ДАТЬ ИХ ВЫРАЗИТЬ и т.д.

128 129

(НЕ)Понимание

130

Часто дети не понимают, что от них хотят, потому что инструкция предоставлена неверно.131

Вот как маленький ребенок должен усвоить, обработать и выполнить такой запутанный запрос? Конечно, он не слушается, потому что НЕ МОЖЕТ этого выполнить! Для него эта  абракадабра звучит примерно так:

132 133 134

В общем, лучше показать, сначала сделать вместе (вспомним Выготского) и т.д.

135

При этом важно не пугать ребенка вопросами из серии "ПОЧЕМ? КТО?" и т.д. Это провоцирует срочный поиск  спасения в виде вранья и т.д., потому что представляет собой угрозу для ребенка

136

Кстати!!!! В свое время Герцберг вывел теорию мотивации, которая гласит, что есть 2 группы факторов: гигиенические и мотивационные. Первые не способствуют работе, но мешаю ей, если не удовлетворены (например, освещение, зарплата и т.д.) ТО есть если свет есть, человек НЕ работает лучше, а вот если нет, то он работает хуже. Вторая группа факторов - "мотиваторы", которые СПОСОБСТВУЮТ улучшению деятельности. По аналогии с этой теорией важно не только придираться к ребенку, но и замечать его плюсы с акцентом на САМОоценку. В данной связи важно вспомнить вопросы критики и алгоритмы грамотной похвалы.

137

И еще очень важно понимать, что ребенок воспринимает слова по-своему! НЕ по-взрослому!!!! Он же ребенок все-таки!

138

Дети ведь  все воспринимают по-своему!!!!

139 140  142 143 144 145 147

Давайте примем это к сведению и начнем использовать при самосовершенствовании и улучшении взаимодействия с окружающими! Главное - настроиться и начать действовать!

Комментарии закрыты.