Краткое руководство по организации здоровьесберегающей деятельности в ОУ

Источник: Эмануэль Т. С. Краткое руководство по организации здоровьесберегающей деятельности ОУ в стихах и интеллект-картах: пособие / под редакцией Т. В. Волосниковой, А. А. Потапчук. — СПб., 2014. — 24 с.

КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
в схемах и таблицах
стихах и интеллект-картах

ВВЕДЕНИЕ

Если Вы решились в школе
Всем здоровье улучшать,
Добровольно ль / поневоле,
Вас нам не с чем поздравлять!

Встретитесь с сопротивлением
И с ответом: «Я не буду!»
Слушать станут Вас с сомнением,
И потом все позабудут…

Но когда проблемы эти
Вам удастся пережить,
Попадут все в Ваши сети,
Согласятся ЗОЖ внедрить!

Постепенно результаты
Начинают появляться:
Дима ест теперь салаты,
Стал Никита заниматься.

Педагоги все втянусь,
Стали меньше бунтовать,
Дети в ЗОЖ все окунусь,
Стали реже пропускать!

Разработана программа,
В деятельность внедрена.
Сформирована команда.
Может, даже не одна!

Стали вдруг все здоровее,
А Никита – скрипачом!
Жаль, что люди все уверены,
Будто Вы тут ни при чем! :)

Но ведь мы-то правду знаем:
Дело в Вашей все системе!
Со здоровья начинаем,
Переходим ближе к теме!

Ведь здоровье – это шире,
Чем одни лишь телеса!
Например, жить в добром мире,
Алые тут паруса!

Также наше настроение
Входит в это понимание.
Это ведь – одно из звеньев –
Психо-эмоциональное.

И сюда идет общение
И, конечно, нравственность.
Творческое  тут мышление,
Да и целенаправленность.

Так что мало быть нам сильным,
Крепким и здоровым телом.
Надо также быть стабильным,
Благородным своим делом!

1

 

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кто поможет Вам трудиться,
Не жалея слов и сил?
Невозможно удивиться –
Для начала есть СанПиН!

В нем все строго и по делу,
Можно на ночь почитать…
За живое он заденет,
Легче станет  засыпать! :)

Требования к размещению
Предъявил ОУ СанПиН.
Здания и помещения
Контролируются им.

Медицина и питание,
Оборудование в ОУ
И режим образования
Подчиняются ему.

И участок, освещение,
И воздушно-тепловой  режим.
Канализация, водоснабжение…
Кто подскажет нам? СанПиН!

2

СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ

К делу Вы уж приступили,
Но, позвольте, как начать?
Надо документов мили
И команду подобрать!

Своим потом, мозгом, кровью
Смотивировать, собрать!
С надписью «Служу здоровью»
Всем медальки заказать!

Из важнейших  направлений
Мы сотрудников зовем.
Сформируем наши звенья,
«Службой здоровья» обзовем.

Медицинское звено:
Мед.работников пометим!
С нами врач ведь -  заодно,
Даже если редко встретим!

Логопед и дефектолог
В дело вхожи быть должны.
И соц.педагог, психолог -
Службе здоровья все нужны!

Позовем учителей,
Кто урок здоровья знает.
Пару свеженьких идей
Пусть они нам покидают!

Физкультурное звено –
Тренера физ.воспитания!
В список также включено
Доп.образование.

Обратимся к тем, кто точно
Знает слово «интерфейс».
Соберем всех встречей очной.
Вот такая будет смесь!

3

ДОКУМЕНТАЦИЯ СЛУЖБЫ ЗДОРОВЬЯ

Документы, как обычно,
Разрабатываем тоже.
Дело это нам привычно –
Все бумажки так похожи! :)

Чтобы сделать положение,
О создании приказ,
Проявить должны терпение…
Ангельское, без прикрас! :)

Дальше надо должностные
Всем инструкции создать
И добиться, чтоб отныне
Каждый стал их чтить и знать!

Также несколько локальных
Актов нужно нам составить.
Будто в надписях наскальных,
След о деятельности оставить!

4

ПРОГРАММА ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

 Дело в том, что тот, кто начал
Эту деятельность внедрять,
Сам себя он озадачил
ЗОЖ-программу написать!

Так что если мы программу
По здоровью создаем,
Мы не будем строить драму -
План стандартный соблюдем! :)

Первым делом – актуальность,
Выявление проблем.
Сопоставим мы реальность
С вектором российских тем.

Скоро мы все хором взвоем,
Документы изучая,
Нормативно-правовое
Поле бодро обобщая.

Ну а после нам всем нужно
Осознать необходимость.
Тему взять и очень дружно
Проявить свою решимость!

Сделать соц.опрос готовы
И к родителям пристать,
Чтобы знали, что здоровой
Участи не миновать!

 И детей, и педагогов
Хорошо бы опросить,
Ну а после всех уроков
Ночью сесть и обсудить! :)

Также важно описание
Набросать Вам самому:
Возраст, вид, наименование,
Статус, численность ОУ.

Расписать Вам надо кадры,
Сколько и каких считать.
Если уж устали, мантры
Можно тихо бормотать… :)

Если есть лабораторный
Статус Вашего ОУ,
Сразу навык Ваш моторный
Вписывает его в графу!

То есть здесь нам нужно данные
Все собрать, не полениться!
Сведения на то и “общие” -
Ими чтоб делиться!

Все мы это обобщаем
В официальный документ!
Коллектив весь просвещаем…
И поставим монумент! :)

5

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ: МЕТОД SMART

Если цель себе поставить
Мы по правилам хотим,
Лучше помнить заклинанье,
Чаще пользоваться им!

Чтобы ночью наша совесть
Спать потом нам не мешала,
Мы “создание условий
Пишем в качестве начала.

А теперь мы приступаем
К “SMART” аббревиатуре.
Требования предъявляем
К целям мы и их структуре.

S – Specific – быть конкретной
Наша цель должна стараться.
Точной, четкой и заветной,

Чтоб никто не смог придраться!
“Measurable” - буква «М» -
Хочет в цели все измерить.
SMART рекомендует всем
Сразу выделять критерий!

Чтобы осознать сумели:
«Результат смогли достичь!»,
Надо в постановку цели
Показатели включить!

А – Achievable – реально
Цель должна всегда звучать!
Достижимо? Идеально!
Можем реализовать!

Relevant блюсти уместность,
Согласованность взывает!
Связь, понятность и известность
Наша цель предоставляет!

Time-bound – это значит
Ограниченное время.
Если по этапам скачем,
Должны помнить мы про бремя:

Сроки четко обозначить,
День и месяц прописать,
И ответственных назначить,
И ресурсы посчитать.

6

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

И участников программы
Надо нам определить.
Можно в виде диаграммы
Их на столбики делить.

Тут, как правило, мы пишем
Следующие группы лиц.
На совещаниях мы слышим
Все про этих важных птиц. :)

Будут здесь, конечно, дети,
Их к здоровью приобщив,
Смело мы на пед.совете
Вовлекаем коллектив.

И родителей включаем
В качестве участников!
О здоровье просвещаем,
Начиная с первоклассников.

Как участники - партнеры
Все сюда включаются
Социальным договором
С каждым подкрепляется.

Да и все, кого мы сами
Не лишим участия.
Их к программе привлекаем –
Приобщиться к счастию! :)

7

РЕСУРСЫ ПРОГРАММЫ

Также надо нам на ресурсы
Все по видам расписать.
Вдруг Вам станет очень грустно?
Можно вечер скоротать. :)

 Надо нам тут все про базу
Материально-техническую сказать
И подробному наказу
Уваженье оказать.

Это – наши кабинеты,
Оборудованные весьма.
И тогда от комитета,
Мы без страха ждем письма.

Дальше интеллектуальный важно
Демонстрировать ресурс.
К деятельности не бумажной,
А к реальной держим курс.

Тут все наши разработки,
Опыт публикации,
Это мы представим в сводке,
Указав квалификацию.

И, конечно, человеческие
Мы ресурсы обобщаем:
Педагогов по-отечески
Кратко тут перечисляем.

Также  наши все партнеры
В этой группе оказались.
Конкурсов любых призеры
Все в раздел этот вписались.

Информация и сети
Тоже ценный наш ресурс!
Чтобы быть за них в ответе,
Лучше нам пройти спецкурс!

И финансовую группу
Также надо нам представить.
Да, проблемы (мы не глупы),
Но хоть что-то надо вставить.

8

SWOT(СВОТ)-АНАЛИЗ

А теперь анализ SWOT
Смело можем составлять!
Все и каждый пусть поймет,
Как его писать!

И в рабочей мы неделе
Выделяем две среды:
В “SWOT” на внутреннюю делим
И на внешнюю все мы.

SWOT всегда рекомендует
Все по пунктам разобрать.
В «Strengths» все плюсы нам засунуть,
В «Weakness» – слабость описать.

Opportunities – возможность
Внешняя среда таит.
Несмотря на риски, сложность,
Перспективы – как магнит!

«Threats» угрозы предвещает
Важно их предусмотреть!
Внешняя среда – такая,
Может нос всем утереть!

Например, всем коллективом
Любите внедрять вы ФГОСы.
Это мы запишем в «силу».
Это – плюс Ваш! Без вопросов!

Или если помещения
Хорошо оснащены,
Пишем это утверждение
В плюсы внутренней среды!

А вот если педагоги
Убегают каждый год,
Это – повод для тревоги!
«Слабость» вносим эту в SWOT!

Акроним разобран «SWOT» -
Можно отсыпаться!
А потом в круговорот
Смело погружаться!

9

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

И этапы мы в программе
Оформляем все по схеме.
Это – ноты ведь как в гамме,
Как букварь (для тех, кто в теме)!

А начнем с наименования:
Как этот этап зовется.
На задачи всё внимание
Обратить потом придется.

Третьим пунктом – содержание:
Что хотим произвести.
Результата описание
Надо дальше привести.

И каким-то документом
Постараться подтвердить -
Будет это аргументом,
Что смогли итог достичь.

И, конечно, надо сроки
Нам в этапах указать,
Чтобы представляли, сколько
Время можем выделять.

10

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Также надо эффективность
Хорошенько посчитать
Осознать необходимость:
Стоит ль это затевать?

Нужно указать нам в плане,
Эффективность как измерить.
Чтоб не быть, будто в тумане,
А суметь себя проверить!

Выделить мы можем разных
Получателей эффекта,
А потом мы вспомним сразу
Индикаторы проекта.

Лучше нам начать с детишек.
Каковы критерии?
Чтоб от пяток до подмышек
Стали здоровей они!

И в каких конкретно цифрах
Можем это мы померить?
Надо из журнала выбрать,
Кто и часто как болеет.

Дальше лучше нам анализ
Регулярный проводить:
Кто – здоров, а кто диализ
Хочет массово внедрить!

Посмотреть мы можем группы:
Физкультуры и здоровья.
Выявить, не ест кто супа,
Молоко нельзя коровье.

Также заболевших можем
Всех по классам посчитать.
Данные в таблицы сложим,
Будем вместе обновлять!

Снизить мы число прогулов
Физкультуры обещаем.
Но не ставим караулов,
А важность детям объясняем.

Ценности и нормы надо
В школьный коллектив внедрять!
Лучшая для нас награда –
ЗОЖ  всем классом выбирать!

Например, число куривших
Мы  со временем понизим,
Остальные чтоб, заслышав,
Сразу им бросали вызов!

Или если вдруг уроки
Перестали пропускать.
Выпьют дети наши соки,
Но хоть что-то будут знать!

В общем, детей стали реже
Поджидать заболевания.
Можем это мы в процентах
Отследить в динамике!

Дальше надо нам про взрослых
Постараться не забыть!
И от маленьких до рослых
Их в события включить

Например, мы для родителей
Показатели считаем,
Будь врачи то иль водители,
Все равно их вовлекаем!

Выяснить мы можем точно,
Сколько к нам приходят,
И тогда на встрече очной
Разговор заводим!

Выявим мы в соц.опросе,
Надо ль нам внести поправку,
А потом мы их попросим
Об удовлетворенности дать справку!

Также можем мы познания
Про здоровье разузнать,
Постепенно ЗОЖ-сознание
У них всех формировать!

Стали наши педагоги
Инновации внедрять,
Здоровьесберегающими технологиями
Больше их не испугать!

Снизили сопротивление
И построили систему.
Мы уменьшили сомнения,
Для проекта взяли тему!

Педагоги наши тоже
С каждым днем болеют реже.
И тогда мы с Вами можем
Воспитать у них «ЗОЖ-стержень».

Или семь коллег, к примеру,
Стали правильно питаться.
А один, как на премьеру,
Смог до фитнеса добраться!

Десять человек решили:
«Здоровьем важно заниматься!»
Мнение свое изменили,
Теперь не будут препираться!

Например, Анна Михайловна
Стала к детям очень чуткой.
Только в целях воспитания
Пожурит она их шуткой!

Посчитаем мы занятия,
Что здоровью посвящаем.
Интегрированные мероприятия
Мы особо уважаем!

Вот и Климентин Петрович
Начал проводить разминки.
А Василий Анатолич
ЗОЖ затронет без запинки!

Да и климат стал теплее,
Люди все сплотились.
Коллектив был «более-менее»,
А в команду превратились!

И теперь Ольга Степановна
Не ругается с коллегой!
Стала доброй, даже странно,
На работу ходит летом!

В общем, в нашем коллективе
Царят ФГОСы, мир и дружба!
Чтобы все это достигнуть,
Запланировать нам нужно!

С других школ мы педагогов
Не забудем и в помине!
Строим отношения “в ногу”
Со страшным словом «Сетевые»!

Интересные слова
Есть еще у нас в запасе!
Кластеры? Как дважды два!
Тьюторы? Досуг наш скрасят!

Можем мы хоть депутатам
Рассказать, «дессиминуть»
Познакомить с результатом,
Опытом «экстрапольнуть»!

Так что эффективность будем
Мы планировать всю четко:
Показатели мы судим,
Мало одного намётка.

ПОДПРОГРАММЫ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

А программу окружают
Подпрограммы, будто дети.
Все вопросы освещают
И тематики конкретней.

Нужно их всем направлениям
Самым главным посвятить.
И добавить наставления,
Чтобы в ЗОЖ всех обратить!

Лучше выявить, что важно
Вам для Вашего ОУ,
Дальше – разбирать отважно:
Что, зачем и почему.

Про питание отметить:
Сделать как его здоровым.
Но сперва себе ответить:
«Что я съел вместо второго?» :)

И формировать культуру,
И здоровый образ жизни!
Измерять температуру!
И служить своей Отчизне!

Темы о среде здоровой
Избежать мы не сумеем.
Но помним, что влиять готовы
И другие дни недели. :)

В связи с этим дальше нужно
Расписанием заняться.
Тут СанПиН во благо служит,
К нему надо обращаться!

Написать и подпрограмму
В честь здорового урока.
После - выслать телеграмму
«Сфера наша так жестока!» :)

Про семью здесь каждый помнит,
Про особенных детей…
В общем, создаем трехтомник
По напутствиям властей. :)

Подпрограммы узким темам
В школе каждой посвящаем.
И по нашей старой схеме
Полностью их оформляем.

Так же цели и задачи,
SWOT, ресурсы написать.
Можно, кстати, и на даче
Этот план весь набросать.  :)

Не забыть и про этапы
И прикинуть эффективность…
Все вокруг издали храпы?
Чуть повысьте интенсивность! :)

11

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Середина у недели
Для нагрузки оптимальна.
Правильно поделим время!
Сделаем САнПиН реальным!

В понедельник и субботу
Мы нагрузку поубавим,
На контрольные работы
Вторник, среду предоставим.

Также важно нам предметы
Проранжировать на сложность.
И делить их на “пакеты”,
Соблюдая осторожность!

Лучше сложные уроки
Помещать в начало дня.
Со второго по четвертый.
(По третий, если малышня).

И должны все перемены
Больше десяти минуть продлиться.
Если будут тут измены,
СанПиН может разозлиться.

Деятельности учебной виды
Мы должны чередовать:
Написали «индивиды»,
Будем дальше рисовать!

И вот так в предмете каждом,
Раз примерно в семь минут
Деятельность надо граждан
В новый вид нам запихнуть.

Говорит  СанПиН: «В неделю
По часам нагрузку посчитать».
Как бы сильно ни хотели мы,
Лучше норм не превышать!

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

Важно в каждое занятие
Технологии внедрять.
Хоть и нет у нас  понятия,
Как все это успевать.

Физ.минутку разработать,
Связь с предметом обеспечить,
И при этом тонне норм мы
Не должны противоречить…

Позже – провести  гимнастику
Для невинных детских глаз,
Подышать, послушать классику,
Вот звонок звенит как раз!

А еще мы не успели
Релаксацию осуществить:
Глазки все закрыть хотели,
Темп чуть приостановить.

Регулярно физ.зарядку
Мы внедрять в урок должны!
Ведь движение – разрядка!
Для детей и для души.

Чтоб не сокрушались позже
О потерянных минутах,
Можно организовать все с пользой,
Как учили в институтах!

Взять достаточно нам тему,
Подходящую вполне,
Вот мы и решим проблему.
А быть может, сразу две.

Можно на литературе
Провести нам пантомиму!
Или в мировой культуре
Узнать, как тянули спину.

В психологии есть много
Игр, хороших и подвижных.
Три минуты от урока
Выделить, отняв от книжных.

ТЕМАТИКА ЗДОРОВЬЯ В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ

Также нужно на предметах
Про здоровье говорить.
Кстати, можем мы так мета-
Компетенции развить.

То есть если в рамках темы
Чуть здоровье обсуждаем,
Ненавязчиво проблемы
Сопротивления снижаем

Можем мы тогда смелее
Про систему говорить.
И надеяться, скорее
Дети будут дольше жить!

Мы на русском про ПРЕДЛОГИ
Тему будем разбирать.
Можем мельком, как  тревоги
Нам избегнуть, рассказать.

А синоним К ней – «опаска»,
Как нам НА нее влиять,
ПРО нее составим сказку:
«Как С тревогой совладать».

Или мягкий знак в НАРЕЧИЯХ
Мы решили пояснять.
НАВЗНИЧЬ (очень УЖ  беспечно),
Сделать как, чтоб не упасть.

Или ПРОЧЬ мы прогоняем
Все болезни дружно!
СПЛОШЬ и рядом их  встречаем -
Начеку быть нужно!

И ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, как в поговорках,
НЕВТЕРПЕЖ нам иногда бывает,
Но не верим отговоркам,
ВСКАЧЬ от них мы припускаем!

Или если разбираем
Слов словарных написание,
На значение обращаем
Мы детей внимание:

Букву «М» должны два раза
Написать в «иммунитете».
И узнать, как избежать заразы,
На уроке могут дети.

На истории уроках
Мы питание затронем.
Ели в разных что эпохах,
От чего кто похоронен…

Можно кухни в разных странах
Изучить и разобрать
Например, об англичанах
Нам проект создать.

География должна нам
В этой теме пригодиться.
Так что поздно или рано
Учителя должны сдружиться. :)

Или если мы решили
Яблоки повспоминать.
Можем мы о фактах в мире
И в истории сказать.

Одно яблоко свалилось
На голову, словно довод!
А другое превратилось
Для войны троянской в повод.

Также можем телефоны
И айпады приплести
В “яблочной” они конторе
Были произведены.

Так что мы в предметы разные
Включим тему про питание.
Все уроки будут связаны –
Комплексное образование.

И на алгебре ради примера
Тему можем про здоровье взять.
Попросить их индекс массы тела
Себе и “тому парню” рассчитать.

Если для всего народа
Мы проценты повторить хотим,
То белков, жиров и углеводов
Соотношенье создадим.

Или если мы задачу
Про маршрут  должны создать,
Будем с собственной подачи
Путь в бассейн выбирать!

Так что интегрировать мы сможем
Тему ЗОЖ и наш предмет,
В голове детей мы сложим.
Комплексный портрет.

И не только ведь доска
Может быть интерактивной.
Обращаем мы глаза
К технологиям активным!

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Если долго, долго, долго
Мы вещаем монологом,
То, куда впадает Волга,
Вспомнить школьники не смогут. :)

Потому что нужно, чтобы
Дети стали все субъектом –
Очень важные особы!
Вот такой в России вектор!

Применять должны не силу,
И отнюдь не «просто слушай».
К технологиям активным
Обратиться всем нам нужно!

Есть сегодня в арсенале
Много методов у нас.
На уроке (в идеале)
Применять их каждый раз.

И командную работу,
Кейсы надо подключить!
Вечер, например, субботы,
Разработке посвятить! :)

Если игры и дебаты
Смело в практику внедрять,
Обучения результаты
Станут быстро удивлять!

Посадить детей всех кругом,
Предложить принять решение,
И тогда они друг с другом
Смогут строить отношения.

Кейсы школьников научат
С информацией трудиться.
Навык важный все получат,
В жизни очень пригодится!

12

ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА

Педагогов в ЗОЖ мы вовлекаем.
Слово с делом соответствует у нас.
А иначе быстро возникает
Когнитивный диссонанс.

Если детям заявляем
«Вы беречь должны здоровье»!
То же всё мы предъявляем
В зеркало своё с любовью!

Если видят наши дети
Педагога с сигаретой…
Или с тортиком в буфете…
Платят той же нам монетой!

Иль учителю не вкусно
Есть все то, что сам провозглашает.
Если булку взял, а не капусту,
Что ж от школьников он ожидает?

Или если свой последний раз
Физкультурой в  детстве занимался-
В год, когда заканчивал десятый класс…
Зато шесть раз он отжимался!

Важно, чтобы наши педагоги
Каждый день свое здоровье улучшали!
Не придумывали чтоб предлоги,
А здоровье честно выбирали!

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Тематические собрания
Проведем на нашей базе.
И со временем отчаяние
Уступит место новой фазе!

Оправдаются надежды:
Наконец-то перестанут
В минус десять без одежды
Отправлять детей за “Фантой”.

Или сами вместо чипсов
Фрукты поедят без грома,
Чтоб пример здоровой пищи
Иногда встречался дома.

Для родителей прекрасно
Сделать «ЗОЖ- предание»:
Про здоровье сказок разных…
Было бы желание!

Можно также эффективно
приглашать родителей:
В конференции активно
Вовлекать как представителей.

Хорошо бы уголок
Про здоровье разместить.
Или даже на урок
Наших мам всех пригласить!

Попросить их очень надо
Воспринять наш ЗОЖ всерьез.
Может, поздно или рано
Палки вынут из колес.

От компьютеров пораньше
Станут деток отрывать
И кормить не тем, что слаще,
А "съедобное" давать! :)

13

Это – только
НАЧАЛО

Официальная информация:

Эмануэль Т. С.
Краткое руководство по организации здоровьесберегающей деятельности ОУ в стихах и интеллект-картах: пособие / под редакцией Т. В. Волосниковой, А. А. Потапчук. — СПб., 2014. — 24 с.
Редакторы: Т. В. Волосникова, д. п. н., заведующая ГБДОУ ЦРР детский сад № 139 Выборгского района СПб;
А. А. Потапчук, д. м.н., профессор, проректор по воспитательной работе ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова
Рецензенты:
С. А. Колесникова, начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу;
И. Ф. Базлов, ведущий специалист отдела инновационных образовательных технологий и связей с общественностью Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
Утверждено на заседании Цикловой методической комиссии
по психолого-педагогическим дисциплинам ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова
№ 4 29 января 2014 года

Комментарии закрыты.