Основы мнемотехники: общие принципы, задания, образное мышление, метод мест, запоминание цифр

Источник: "Практикум по повышению квалификации педагогов в работе с детьми (на материале использования игровых и психолингвистических средств)"
Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В. \ под редакцией И.А.Добренко, А.А.Потапчук
Картинки: из сети Интернет

 ЗАПОМИНАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. МНЕМО

Сегодня  поговорим о методах и принципах запоминания информации. То есть об основных принципах и приемах мнемоники. Коротко и наглядно (с просторов сети Интернет):

F_MxWpH-6xk (1)

Часть 1. Введение

Во-первых, существует несколько направлений проявления нашего словарного запаса:

  • есть слова, которые мы распознаем (их огромное множество).
  • есть слова, которые мы склонны использовать сугубо  в рамках письменно речи (как правило, их несколько меньше)
  • а есть слова, которые интегрированы в нашу устную и повседневную  речь. Они составляют активный словарный запас.

4

Конечно, нам важно постараться включить новые выражения  в свой активный словарный запас, чтобы быть в состоянии употреблять их регулярно и непринужденно, а не только понимать, услышав из уст собеседника, или размещать в тексте, предварительно сверившись со словарем. Для того чтобы слова и выражения действительно прижились и стали частью повседневной речи, лучше не просто несколько раз прочитать/произнести их, а проработать и обыграть:  составить с ними предложения, оживить, проассоциировать и т.д.

Ведь если мы хотим запомнить имя того, с кем только что свела нас судьба, лучше всего побыстрее обратиться к этому человеку, произнести имя вслух (активизировать еще и запоминание "на слух"), встроить в предложение (обращение) и т.д. Тогда это имя уже не будет для нас пустым звуком :) То есть при запоминании информации важно пользоваться какими-то приемами.

Существует огромное множество различных уловок запоминания. Важно познакомиться со всеми, после чего варьировать их применение исходя из собственный предпочтений / тематики / настроения и т.д. То есть вам может понравиться какойц-то один способ запоминания, и именно он будет эффективен, но иногда, столкнувшись с другой информацией, вы вдруг решите применить иной прием. Поэтому давайте разберем различные приемы, чтобы вам было, из чего выбирать :)

Во-первых, нам никуда не деться от эффекта края, который гласит, что лучше всего запоминается информация, которая содержится в начале и в конце. То есть пока слушатель ЕЩЕ не уснул, и когда УЖЕ проснулся. Важно также понимать, что обыгранная, приятная, эмоционально окрашенная информация запоминается намного лучше. Так устроен наш мозг.

5

Конечно, важно оперировать образами :)

6

А тут смотрите, мы сразу фокусируемся на одиноком кружке. Потому что он больше и он выделен посредством обособления. Так и с информацией. Важно ее выделить, проассоциировать, оживить и т.д.

7

Причем со временем этот процесс станет АВТОМАТИЧЕСКИМ!! Важно потренироваться, и тогда навык кодирования информации станет вам родным!! ТО есть важно сделать так: познакомиться со всевозможными приемами, начать их применять, выбрать наиболее эффективные для себе и продолжить тренировку!! Тогда этот процесс точно станет частью Вас!! Просто начните!! Очень интересно, какие именно приемы окажутся вашими-вашими!! Пример творческих людей (из сети):

Y78EuVskQZE

Некоторые приемы запоминания

Начнем с самых простых. Что поможет нам сделать информацию более запоминающейся. Первый простой прием - цвет!! Раскрасьте в свое воображении тот объект, который надо запомнить!!!

 9

Кстати!! Сам объект вы можете проассоциировать на основе игры слов!! Ведь аист - не только разносчик детей, а еще - привет из детства:

10

 

Следующий прием первого уровня - размер! Как и в ситуации с приемами  творчества, тут тоже можно поиграть масштабом в своем воображении. Значительно приуменьшенный или искусственно увеличенный объект будет выделен и запомнится с большей вероятностью эффективностью.

11

Детали. Если вам срочно надо что-то запомнить, углубитесь в детали, проработайте их.12 13

И, конечно, динамика!!! Добавьте движения!!

14

Очевидно, данные приемы направлены на формирование в нашем воображении некого ОБРАЗА, который будет ВЫДЕЛЯТЬСЯ. Кроме того, пока мы будем его продумывать, уже немного сроднимся, в связи с чем данная информация станет для нас хоть чуть-чуть, но эмоционально окрашенной.  Вот памятка:

15

А вот иллюстрация. Смотрите! Благородный Пигвин Пингвинович! Спешит к кому-то в гости!! В ярко-красном вязаном шарфе немыслимой длины  и чудной шляпке на лысой макушке:

16

Часть 2. Упражнения для тренировки

Конечно, чтобы запомнить информацию, нам важно структурировать ее при помощи взаимосвязей (логических, ассоциативных и т.д.), а иногда даже встроить в рассказ.

71

Вот и потренируемся!!

17

Мы познакомились с некоторыми простыми приемами, которые позволят приукрасить информацию. А теперь давайте поговорим о более серьезных вещах :) Взаимосвязи, ассоциации и женская логика (а есть ли она).

 Упражнение "и -, и +" 

Для разминки и начала можно потренироваться на таких заданиях: объяснить, почему каждый объект - это И хорошо, И плохо. То есть установить противоречащие друг другу взаимосвязи, но остановиться, конечно, на подходе "хорошо". Почему сладкое - это плохо? А почему - хорошо? Стеклянная посуда? и т.д.

19

Упражнение  "Середина"

А теперь установите взаимосвязь между несколькими событиями. Придумайте середину. Причем в некоторых случаях "серединой" может быть одно предложение, а в некоторых - целая история. Решать - Вам!! Однако помните о психологической инерции и постарайтесь предложить какие-нибудь нестандартные варианты!!!!

20

Упражнение "МОСТ БОНО"

Мастер взаимосвязей - Эдвард де Боно!!! У него есть огромное количество материала для развития памяти и мозга в целом!!!  В том числе, следующее упражнение (потренируйтесь):

21

Установите связи между досками!!!! Попробуйте с одними и теми же словами обыграть различные варианты последовательностей! Для этого придумайте один вариант, после чего поменяйте все доски и думайте дальше (наш вечный принцип 2Д). Вот так это выглядит:

22

Сейчас потренируйтесь, пожалуйста, самостоятельно, а ниже будут рассмотрены авторские примеры. Обыграйте ряд слов следующим образом:

  • сначала придумайте "Логическое" объяснение того, почему КАЖДОЕ слово может быть лишним! Почему салнце в данном списке - лишнее слово? А теперь почеку понятие "выкуп"? и т.д.
  • а потом этот же список слов НЕСКОЛЬКО РАЗ поделите на 2 группы, придумав совершенно разные "Поводы" - то есть критерии классификации.

24

Мы продолжаем генерировать взаимосвязи "на пустом месте".  Чем лучше мы научимся этому сейчас, тем быстрее это станет получаться автоматически. Представьте, вам необходимо срочно запомнить какое-то понятия. А вы уже натренировались!!Да вы в считанные секунды сформируете несколько вариантов ассоциаций, взаимосвязей и "логических" объяснений!! И не только потренируете мозг, но и запомните необходимое!!!

ПАРЫ

25

И еще одно задание, уже посложнее. Выберите какую-ниубдь проьлему-задачу. А потом определите любое (случайное) слово. И попробуйте, оттолкнувшись от него, придумать решения для исходной трудности. Здесь важно понимать, что случайное слово просто дает толчок, от которого можно оттолкнуться при генерировании идей. Примерно то же мы делали, когда разбирали метод фокальных объектов. Так что это снова позволит нам потренироваться думать, придумывать, устанавливать взаимосвязи!!!

23

Кстати!! Эта установка на установление взаимосвязей очень полезна не только для запоминания, но и  в обычной жизни!! При общении с людьми гораздо лучше - искать взаимосвязи и нечто общее!! Ведь различия и сами найдутся! Так что давайте будем применять этот навык и при общении с людьми: искать общее, схожее и т.д. Вспомните про АНАЛОГИИ!!!!

 Упражнения с примерами выполнения

26

 

61yoyvX6tN4

Мы немного размялись, поэтому давайте возьмем ряд слов и проработаем его на примерах.  Вот наш исходный ряд слов: танцы, страус, облака. Давайте будем называть его не полностью, а просто "И.р.".  Случайной слово  (оно же - "С.с." - ландыш).

Теперь для каждого понятия из исходного ряда  придумайте взаимосвязь со случайным словом. У вас получатся такие пары, которые необходимо будет объяснить: "танцы и ландыш", "страус и ландыш", "облака и ландыш". Постарайтесь придумать НЕочевидные варианты!

27

Вот некоторые авторские примеры возможных взаимосвязей. У вас получится намного лучше!!!!!

28

А вот пример того, как этот метод поможет нам с сочинительством, так как в здравом уме едва ли мы придумали такой  бред мини-рассказ "с нуля".

29 То есть между  случайным словом и каждым исходным объектом были установлены различные варианты взаимосвязей. При этом важно постараться, чтобы приведенные смысловые связки каждый раз основывались на различных положениях и были интересными и необычными. Например, лучше избегать тривиальных и очевидных взаимосвязей, таких как: «букетик ландышей, преподнесенный после танцевального выступления», «страус, нюхающий ландыш» и т.д. Кроме того, важно постараться не повторять взаимосвязей, даже более удачных: «страус по имени Ландыш», «облако по имени Ландыш», танец - и тот «Маленьких ландышей» - королевство тезок какое-то!

Случайное слово и специфические тематики

Такую "игру взаимосвязей" можно проводить и с использованием понятий из различных областей, как сделано в следующих примерах. То есть теперь в качестве случайных и/или исходных объектов лучше приводить понятия из специфических  областей. Причем  в данном случае слова-участники упражнения могут быть подобраны различным способом:

  • тематический способ, при котором объекты подбираются исходя из определенной тематики,
  • «хаотичный» способ, в рамках которого приводятся изначально не связанные между собой слова, посмотрев вокруг / открыв наугад книгу и другими способами случайного поиска

Важно понимать, что хаотичный подбор объектов направлен на активизацию работы мозга и творческого мышления  в процессе установления взаимосвязи между случайными, на первый взгляд, объектами.

В свою очередь, тематический способ формирования исходного ряда характеризуется повышенной эффективностью проработки конкретной тематики, а также творческим усложнением задания. То есть теперь мы работаем с совершенно однотипными понятиями, но по-прежнему вынуждены придумать максимально различные идеи взаимосвязи. Например, нам предлагается связать со случайным понятием «стол» следующие виды птиц: зяблик, снегирь, тетерев и рябчик. В таком случае важно, чтобы для каждого существительного была придумана новая идея взаимосвязи, несмотря на схожесть исходных объектов. Конечно,  все типы птиц могли бы быть связаны со случайным словом одним и тем же образом, однако предложение «зяблик, снегирь (а потом и тетерев с рябчиком) приземлились на стол» не может считаться творческим решением.

Ниже приведены примеры. Пожалуйста, сотворите свои варианты!!! Важно: не проматывайте, думая, что эти термины не относятся к вам. Они выбраны специально - чтобы мы попробовали их разобрать и запомнить на основе данного упражнения.

Взаимосвязи со случайным словом: комбинация № 1.

31Какие РАЗЛИЧНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ можно провести между устьем реки и ракетой, рукавов реки и снова ракетой, протоком и .. тадааам.. снова ракетой? Например, такие: 

32

Взаимосвязи со случайным словом: комбинация  № 2.

Давайте рассмотрим еще несколько примеров, параллельно с которыми придумайте, пожалуйста, свои варианты взаимосвязей!!!

33

Свяжем каждое слово из исходного ряда (И.Р.) со случайным словом (С.С.). Начнем с установление взаимосвязей в паре "ткани + камень":

34

Вторая наша пара - "эпителиальные ткани + камень":

35

Третья пара:

36

Взаимосвязи со случайным словом: комбинация № 3.

37 38 39 40

Взаимосвязи со случайным словом: комбинация  № 4.

41 42

Часть 3. Образное мышление как метод запоминания

43

Очень полезно преобразовывать информацию в образы. Потренировать можно, например, на стихотворениях. То есть каждое слово изображается в виде схематичной картинки, и получаются иллюстрированные строчки) Вот пример стихотворений, закодированный в рисунки:

72 73 74

Зачем это надо? Помимо развития мозга как такового, это позволит нам намного лучше запомнить эти самый стихотворения! На основе образного мышления, логических взаимосвязей, оживления, эмоциональной окраске и т.д. А еще если внедрить рассмотренные простые приемы, то получится совсем незабываемо!!)) ВОт пример из сети Интернет: школьник закодировал Слово о полку Игореве:

75 76

Пример кодировки выражений в образы (из сети Интернет): 

67 68

Кстати!!! кодировать в образы можно и отдельные слова! Наша задача - написать слово так, чтобы иностранец, который не знает языка, догадался, о чем идет речь:

65 66

64

А вот смотрите, как интересно! Даже если мы не знаем значения иероглифов, мы можем догадываться и подозревать)))  Рот, двери, замОк, дерево и т.д. Кстати!! Иероглифы с женщинами: первый - это просто дама, второй означает "ссора")) Неспроста)))

90

А еще это может помочь нам при работе над ошибками при правописании, как уже обсуждали:69 70

Преобразование текста в образы (авторское прочтение СанПиНа: выдержки)

Мы уже поняли, что для того чтобы лучше запоминать информацию, лучше развивать у себя образное мышление. Причем это можно использовать не только "вообще", но и в профессиональной деятельности! Ведь едва ли мы с успехом запомним сплошное полотно текста, которое иногда размещают прямо в презентации:

44

Будет намного более эффективным преобразовать этот же тест в образы:

45

А еще лучше - внедрить игру слов. Например, понятие "следить" можно трактовать не только как подглядывание и учет, но и как процесс формирование следов.

46

Еще очень помогает оживление безликих фраз. Например, морозоустойчивое покрытие не покоряется морозу:

47

И снова пример игры слов: "группа продленного дня" - это не только сборище детей, чьи родители еще работают, но и вокально-инструментальный ансамбль:

48

"Самостоятельный" въезд. С улицы.

49 50

Примеры визуализации информации (из сети Интернет)

Как запомнить эти однообразные комбинации цветов? Первым делом давайте обобщим:

51

А потом можем совместить образное мышление с установлением взаимосвязей. Смотрите:

89

У нас получились флаги, цвета которых сделаны из продуктов, наиболее популярных в этой стране!!!!! В таком прочтении, когда мы совмещаем мысли и эмоции, намного успешнее запомним тот же самый материал!

А вот - подборка  примеров преобразования информации в образы! Как все наглядно, "читаемо-воспринимаемо" и "запоминаемо"!!!!!

52 53 54 55 56 57 58

Кодирование текста в образы: Диаграммы

А еще можно преобразовать какой-то факт в диаграмму!!! Это тоже очень интересно!!! Ниже представлены примеры из сети интернет, в рамках которых известные  факты нашли себя в ярких и образных диаграммах!!! Смотрите:

59 60 61 62 63

И еще один пример того, как можно "Разложить" информацию Ведь то же самое можно сделать по любой тематике, которую надо запомнить!! Тематическая азбука:

88

Конечно, важно помнить, что одну и ту же информацию каждый закодирует совершенно по-своему!!!!  Это и прекрасно!!!91

Обыгрывание фактов (подборка из сети)

А вот примеры того, как можно обыграть, оживить и иллюстрировать факты, чтобы лучше их запомнить!!! А еще эти рисунки можно превратить в загадки, если закрыть сами имя!! И попросить кого-то освежить в памяти дела великих!!!

78 79 80 81 82 83 84

А иногда нам достаточно одного обобщающего слова:

77

 Часть 4. Запоминание цифр

              104

Запоминание отдельных цифр

Существуют разные техники запоминания цифр. Например, номер телефона мы можем запомнить на основе взаимосвязей и ассоциаций. Для этого нужно просто разбить цифровой ряд на связки цифр и связать каждую комбинацию с чем-то знакомым. Например, 18 - совершеннолетие, 65 - номер дома, 95 - бензин, 743 - это 7=4+3 и т.д. Главное - чтобы взаимосвязь именно для нас представлялась очевидной! То есть первый  метод основывается на установлении ВЗАИМОСВЯЗЕЙ, которые мы уже немного разобрали!

Есть другой метод запоминания цифр. На основе ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ, тоже нами уже слегка разобранного. Так, для каждой цифры предлагается разработать визуальный образ, отождествляющий ее. Рекомендуется сделать эти образы цветными, яркими, необычными (вспомните про простые приемы, которые мы рассмотрели в самом начале).

Важно, чтобы со временем у вас возникла тесная взаимосвязь между цифрами и созданным для них ассоциативными образами, которые  могут подбираться на основе РАЗЛИЧНЫХ критериев аналогий, а именно:

  • соответствие цифры и объекта по форме (лебедь в форме двойки; бант, похожий на восьмерку и т.д.),
  • соответствие значения числа и стандартного количества объектов (2 глаза, 4 колеса, 7 козлят и т.д.),
  • личная ассоциация (например, в детстве вам подарили определенный подарок на пятилетие, поэтому теперь цифра 5 ассоциируется у вас исключительно с медведем) и др.

Важно, чтобы визуальные образы были близки лично Вам и со временем возникали в голове как отклик на цифру почти автоматически.

Для развития речи (помните принцип одной буквы?) после того как образы подобраны, давайте придумаем серию названий:

  •  характеристика и наименование цифры, подобранные на одну и ту же букву (верхняя строчка),
  • характеристика и наименование визуального образа, подобранные на одну и ту же букву (нижняя строчка).

Вот пример. Сотворите, пожалуйста, свой :)

105

То есть подбор характеристик позволит развить образность мышления и обогатить речь. Кроме того, оживление объектов позволит повысить успешность их запоминания, так как память во многом зависит от визуальных образов и эмоциональных откликов, которые возникают у нас  в ответ на некую информацию.

Регулярные тренировки приведут к значительному повышению скорости мышления и возникновения ассоциативных образов, увеличению степени их взаимосвязи с исходным понятием, уровня индивидуальной значимости и т.д.

Запоминание последовательности  цифр

Для того чтобы запомнить последовательность цифр мы можем связать ряд образов в небольшую историю. Предположим, нам  нужно запомнить номер дома и квартиры. Для этого нам просто  надо совершить несколько действий.

Действие 1. Выявление цифр, которые содержатся в адресе. Пример: дом № 78, квартира № 63. Цифры: 7,8,6,3.

Действие 2. Сопоставление каждой цифры с созданным лично ВАМИ образом. Пример: на основе примера из разминки мы можем получить следующее соответствие: 7 – вышка, 8 – бант; 6 – улитка, 3– птица.

106

Действие 3. Составление предложения или небольшой истории, в сюжет которого последовательно встроены ассоциативные образы. Пример: «Все готово к празднику, даже вышка (7) в бассейне уже украшена безупречным бантом (8), и увлеченная улитка (6) Уристина торопится, чтобы успеть на день рождения к печальной птице (3) Парамону».

Действие 4. Изображение придуманной истории. Для более успешного запоминания важно постараться иллюстрировать  ИЛИ ПРЕДСТАВИТЬ в воображении свою историю. Это позволит активизировать зрительную (а если будем рисовать, то и моторную) память, а также образное мышление. Так, вспоминая свой рисунок улитки, мы  будет понимать, что речь шла о цифре 6 и т.д. По такому же принципу можно запоминать номера телефонов и другие "числовые" объекты.

107

Важно, чтобы вы  использовали те «циферные образы», которые придумали самостоятельно. В данном случае вам не придется запоминать еще и навязанный «визуальный код» цифр, а все внимание будет уделено непосредственно образу и истории. Так, вам только нужно будет запомнить вышку, которая украшена бантом, в то время как раскодирование вышки в цифру семь, а банта – в цифру восемь будет происходить автоматически. В результате регулярных тренировок процесс кодирования и раскодирования значительно ускоряется, и время, затраченное на установление ассоциативной связи, заметно минимизируется.

ВАЖНО: даже если запоминать вы так не будете, это все равно полезно - развить мозг, воображение и т.д.!!!!

Запоминание последовательности слов с помощью цифр

Важно: этот метод полезно узнать для развития мозга!! Даже если пользоваться им для вас будет не так удобно, это полезно именно с точки зрения развития мышления и творческих способностей!!!!!!

Можно выделить несколько способов запоминания последовательности слов. Во-первых, можно применить метод, отработанный при запоминании последовательности цифр, - создание историй.  Таким образом, чтобы  запомнить и воспроизвести ряд слов, нам  снова предлагается создать историю, в сюжет которой последовательно включить необходимые понятия.

Пример: исходный ряд: книга, ложка, лампа, обед, машина. Возможная история: «Жила-была Книга, огромная и оранжевая. Однажды она осталась на кухне и встретила там самую длинную в мире Ложку…».

108

 Во-вторых, запомнить слова в определенной последовательности можно посредством применения визуальных образов цифр, созданных в рамках разминки. Так, для того чтобы запомнить определенный порядок слов, необходимо связать каждое понятие с образом той цифры, под номером которой оно идет в перечислении. Рассмотрим реализацию данного метода на примере, в рамках которого необходимо запомнить по порядку следующие слова: тарелка, такси, портфель, дерево. Для этого нам нужно придумать смысловую связь между образом цифры, и каждым  словом, соответствующим данному номеру.   109

Из таблицы видно, что мы связываем образ, отождествляющий цифру, и слово, которое идет под этим номером, продумывая взаимосвязь в виде небольшого сюжета и/или изображением. Сам процесс раскодирования образов, как правило, строится по следующей схеме.

  • Первым делом  воспроизводим в памяти совокупный образ: например, деревянная тарелка Буратино, сделанная из полена.
  • После этого происходит выделение закодированного образа цифры и запоминаемого слова. Так, если для нас  «полено» означает единицу, значит, «тарелка» идет под номером один. В свою очередь, наличие лебедя в рекламе такси говорит о том, что «такси» идет под цифрой два и т.д.

Предположим, вы увидели какие-то чудесные бусы! И решили сотворить их самостоятельно!! Но именно такие!! Для этого вам важно запомнить последовательность бусин!! Вам либо нужно срочно найти себе листок для записей, либо использовать воображение и мнемотехнику! На основе применения метода Образ цифры + объект" может получиться следующее

110

То есть вы совместили бусину с образом той цифры, в порядке которой следует сама бусина. Опять же: если вы считаете, что пользоваться этим методом долго и неудобно, просто потренируйтесь в его применении ради практики установления взаимосвязей и кодирования информации!!! Чем больше попыток будет предпринято, тем привычней и естественней станет сам процесс!!!!

111

 Например,  вы решили повторить хронологию правителей. Объединение образа цифры и правителя (на основе смысловых и ассоциативных связей) можно представить в следующей таблице.

112

А потом вы вспоминаете ассоциативный образ: «Олег кормит лебедей». Поскольку лебедь отождествляет цифру «2», как и в предыдущем примере,  вам становится ясно, что князь Олег идет под номером 2. И вы сможете блеснуть своими знаниями перед изумленной публикой :)

Часть 5. Метод Цицерона

114

Давайте еще успеем разобрать Метод МЕСТ!! Или, как его еще называют, метод Цицерона! Нам  необходимо разместить каждое слово на определенных местах в помещении / по дороге и т.д. То есть мы представляем образ определенного слова, помещенный в конкретное место. Например, зайца, сидящего на полке в шкафу. Получается, что каждый образ представлен и закреплен в определенном месте. Для того чтобы вспомнить и воспроизвести все исходные объекты, нам просто нужно мысленно представить выбранный маршрут и "встретить" на нем все предварительно размещенные слова.

Предположим, нам приспичило запомнить следующий ряд слов: книга, ложка, лампа, обед, машина.  Поэтому  мы можем оглядеться вокруг и разместить образы в комнате, в которой находимся.

115

То есть мы установили логическую или ассоциативную связь между оживленным объектом и местом его воображаемого расположения. Тут важно именно представить эти объекты на этих местах. Нарисовать  их в своем воображении!!!  С учетом тех простых приемов, о которых мы говорили в самом начале! Чем ярче и нелепее будут ваши образы, тем больше вероятности, что они запомнятся!! Давайте разберем, как этот метод поможет нам не только потренировать мозг и творческое мышление, но и запомнить список покупок, которые необходимо купить.

116

Предположим, нам нужно запомнить следующий список покупок: картошка, хлеб, сыр, зеленый горошек, яблоки, салфетки, корм для кота. НО!!! С целью повышения эффективности запоминания, давайте совместим метод мест с придумыванием истории, а также постараемся применить следующие приемы: оживление, преувеличение, эмоциональность, цвет, действие, нестандартность ситуации.

То есть у нас получается следующая связка: объект + МЕСТО, на котором мы его расположим в рамках метода Цицерона + ПРИЕМ, который достанется именно этому объекту. Вот такая табличка:

117

Всё!! План у нас есть!! Теперь просто придумываем!!!!!! И встраиваем в историю (какую-никакую):

118 119 120 121 122 123 124

Пока мы будем все это выдумывать, что-то уж точно  запомним)

ВЫВОДЫ!!!

Важно: устанавливать взаимосвязи! Кодировать информацию! Переводить ее в образы! Пробовать различные методы и техники - как минимум, для развития мозга!!! Радоваться жизни :)

Видео

Комментарии закрыты.