Конечно, при взаимодействии с информации мы возлагаем на свой мозг не только надежды, но и следующие основные функции. Получается, что информацию мы должны "догнать", заполучить, удержать, понять, использовать и выдать в мир.
Сначала кратко познакомимся с технологией Интеллект-карт, а потом посмотрим примеры работы с литературой (тоже кратко).
Интеллект-карты "изобрел" Тони Бьюзен. Лучше почитать о них у первоисточника. Пишет он в западной манере, однако просто и понятно. За вычетом пиара, все прекрасно воспринимается!!!
Цель составления Интеллект-карт - структурировать информацию, чтобы более эффективно с ней работать. Данная тематика неразрывно связана и с основами мнемотехники, и с наглядным оформлением и представлением информации, а также с АРТ-техниками.
Направление применения интеллект-карт безграничны! Они помогают и в учебе, и в работе, и в планировании бытовых вопросов, и в составлении списка дел, и генерировании идей, и разработки плана, и при проведении праздника.. И многое другое. Судите сами: Технология их построения проста. У нас есть выбранная основная тематика, которая постепенно ветвится на подтемы, которые в свою очередь, тоже ветвятся. Тони Бьюзен писал, что такая структура представления информации напоминает строение головного мозга. Собственно, поэтому он так и назвал их - Интеллект-карты.
То есть Интеллект-карта посвящена какой-то тематике, выбранной вами. Например, центральный образ ПОДАРОК! Мы хотим описать это явление. Первая подтема может звучать как "повод" (данная подтема дальше будет разделяться на: есть повод / нет повода. в свою очередь, "есть" разделится на варианты: Новый год / профессиональный праздник и т.д.) и т.д.). Вторая подтема - специфика подарка (эта подтема тоже делится на свои ветви), третья - сумма и т.д. В итоге мы получим целый спектр идей. Вот смотрите, как путано и непонято это все написано. А если представим это визуально, то получится все коротко и ясно. Вот пример другой интеллект-карты на тему подарка (из сети Интернет):
Важно понимать, что при составлении интеллект-карты лучше фиксировать информацию тезисно, а также сопровождать небольшими иллюстрациями.
При этом ваши под-идеи могут пересекаться. Ведь это - свободное для творчества пространство!!!
И Вы можете по-своему кодировать информацию в своей Интеллект-карте:
Кроме того. рисовать их можно как от руки, так и на компьютере, в том числе, в специализированных программах.
Очень важно, что данная технология дает вам свободу творчества! Тут снова нет четких рамок (верно / ошбочно). Вы творите и воплощаете!!!!
Сейчас посмотрим подборку из сети Интернет, и все сразу станет совсем ясно. Интеллект-карта об Интеллект-картах (Тавтологично с ее стороны).
А эта интеллект-карта представляет собой краткий план написания статьи! Смотрите, как можно набросать свой план для выступления / публикации и т.д.
В том числе, для конспекта урока:
По тематике изучения народов / географии / туризма и т.д. Эти знания, структурированные в виде интеллект-карты, пригодятся при путешествии и в других прекрасных мероприятиях.
Пример из сети Интернет. Как можно прорабатывать значимые события, осмысливать факты...
Тематика питания
Планирование создания сайта / разработок и т.д. (пример снова из сети Интернет):
Основы тайм-менеджмента и целеполагания
Можно было бы добавить технологию SWOT-анализа
Кстати, факторы влияния на то или иное явление мы можем вписать в интеллект-карту тезисно, а полноценно вынести в диаграмму ИСИКАВЫ Конечно, вопросы ЗОЖ
Физическая активность и ее составляющие
Процесс самоопределения
Планирование переговоров
Таким образом, мы посмотрели, как можно использовать интеллект-карты для работы со всевозможными тематика. А теперь давайте разберемся, как это можно преломить в отношении работы с литературой профессионального / учебного характера.
Уже знакомый нам Тони Бьюзен сравнивает процесс чтения литературы с технологией сбора паззла. Ведь правда! Каковы наши действия, если мы вдруг решились на составление мозаики? Едва ли мы сразу кидаемся в гущу кусочков и сразу начинаем собирать. Ведь предварительно мы анализируем картинку, которая получится у нас, если хватит терпения. После этого мы достаем детальки, переворачиваем их!! Возможно, классифицируем: эти фигульки - угловые, а эти схожи по цвету и т.д. Иногда мы даже сопоставляем цвета деталек и итоговой картинки (это будет небо, а это - трава и т.д.). И что еще важно: если какое-то место "стопорится", мы начинаем "окружать" его кусочками, которые легко собираются! И потом то "слепое пятно" складывается "само собой"! То же самое можно применять при работе с важной для нас литературой.
При выборе книги (особенно методической / профессионально и т.д.) нам важно "осмотреть будущую картинку паззла", - то есть понять, что мы можем получить в результате чтения данной литературы. Для этого можно: прямо в магазине изучить оглавление, пролистать основные разделы, бегло ознакомиться с содержанием книги с одной целью: понять, насколько этот вариант преподнесения материала подходит для решения Ваших задач. После приобретения вы, конечно, изучите ее со всем пристрастием. Однако сейчас (еще в магазине) важен именно экспресс-анализ будущего паззла. Что еще важно! Если какое-то явление в ходе чтения вам непонятно, почитайте больше и шире, и оно станет частью уже ясной вам картины.
То есть получается, что при работе с книгой нам надо поступить НАОБОРОТ относительно картинки ниже! Не усложнить, а максимально упростить! Сделать содержательное наполнение книги понятным и применимым для себя!
Как это можно сделать? Первое, что важно - структурировать информацию. Из огромного пласта текста нам надо сделать выжимку, которую мы будем держать в голове, и с опорой на которую мы всегда сможем заглянуть в книгу, зная, ГДЕ И ЧТО ИМЕННО мы можем там уточнить! Для этого сама поступаю следующим образом:
Потренироваться можно следующим образом. Либо индивидуально, либо (чтобы повеселее) - в команде. Это научит перерабатывать текст, постепенно упрощая его, при этом не теряя смысл, а передавая его закодированным образом.
То есть наш первый шаг - структурирование информации. Очень полезно определиться с целеполаганием. Для чего нам нужно прочитать эту литературу? Что мы уже знаем по данной теме и т.д.!!! Вот так это выглядит. При этом важно понимать, что речь идет, конечно, об учебно-профессиональном материале. Вот общий вид проработанного пособия:
А вот эта выжимка постраничная. Важно понимать, что тщательность проработки зависит от ваших целей!!! Если нужно максимально подробно изучить информацию, то такие мини-выноски вам помогут. Если такой надобности нет, то можно обойтись без них или" упразднить" их бОльшую часть. Вот снова мой пример:
НО!! Ясное дело, что этого постраничного анализа - мало! Нужна структура ВСЕЙ книги!! И поэтому!!! Что делаю дальше:
Общая схема может быть посвящена как самой книге:
А можно посвятить свою схему какой-то ключевой тематике:
Итак, после структурирования информации наступает следующий шаг - детали! Важно при работе с литературой принять какую-то СВОЮ схему обработки информации и пометок!!! Начните с малого: при чтении информации маркируйте ее. Но не однообразно / хаотично и т.д. А согласно какой-то личной (только вам, например, понятной системе). Элементами этой волшебной системы кодов могут стать следующие аспекты: форма подчеркиваний, цвет линий, символы на полях и т.д.Система кодировки может быть любой. Но самое главное - понятной Вам!!! Если по каким-то причинам невозможно делать пометки прямо в книге (даже карандашом), то, во-первых, листочки-выноски спасают! Во-вторых, пометки можно делать уже в своем "конспекте".
А тут есть пример методического материала с использованием интеллект-карт: "Здоровьесберегающая деятельность ОУ в стихах и интеллект-картах"
Вот некоторые мои примеры проработки материала и ссылки результаты, к которым они привели

Решила ознакомиться с общей схемой сочинительства. Чтобы не запутаться и совместить информацию из различных источников, стала делать карту. Итог можно посмотреть ТУТ
После этого захотелось разобрать основные методы работы со сказками в рамках сочинительства. Что получилось в результате, можно посмотреть ТУТ
Образовательное мероприятие по Незнайке! Первое, с чем пришлось столкнуться, - это огромное количество чудесных героев, городов и прочих названий!!! Без самодельного путеводителя было бы не обойтись! Поэтому вот основные виды и характеристики городов:
После этого города, герои были встроены в сюжет разработанного мероприятия. Результат можно посмотреть ТУТ. (Незнайка начинается внизу, под Карлсоном)
Кстати, эту же схемы работы с информацией можно применять и относительно "бытовых" событий!
Восприятие тематики учащимися
Кстати, и еще пара слов про восприятие данной тематики детьми!!! Во-первых, когда ребенок, ученик, студент и т.д. сталкивается с ОГРОМНЫМ пластом неупорядоченной и новой информации, иногда у него возникает чувство страха, отчаяния, попустительства.
Мысль 2. Часто учащиеся думаю так. Если готовился и получил плохую оценку, значит, дурак и неудачник. А если НЕ готовился и получил плохую оценку, значит: "Ну а что?! Я же не готовился? Так и должно быть!", То есть иногда отсутствие подготовительной работы является бессознательным способом избегания самоуничижение. Поэтому!! Важно научить работать с информацией и делать это эффективно!Поэтому важно научить полноценно работать с информацией.
Таким образом, интеллект-карта позволяет структурировать и переработать информацию, чтобы прочувствовать ее и лучше применять в дальнейшем!!!