Основа текста - ЛИТЕРАТУРА. Ключевой источник теоретической информации - Марина Озерова “О детском рисовании”. Иллюстрации - подборка из сети Интернет
Уже были рассмотрены примеры игр и АРТ-упражнений, направленных на: развитие когнитивных способностей; активизацию командного взаимодействия; АРТ для комплексного развития личности. Рисование - действительно очень комплексный феномен! Оно затрагивает и моторные навыки (приходится ведь совершать определенные действия), и эмоциональную сферу, и творческую активность, и...
Причем рисование позволяет еще и скоординировать ключевые действия. То есть они уже "сплотились" в процессе рисования, а НЕ действуют, будто Лебедь, Рак и Щука.
Рисование - возможность развития навыков координации движений, метод самовыражения, способ реализации потребности получать и видеть результат, след своей бурной деятельности. Важно понимать, что в любом возрасте могут быть некоторые сложности с выражением эмоций. У маленьких детей речь еще не развита, у старших - уже) В том смысле, что взрослому человеку порой бывает сложно вербализовать свои эмоции (назвать их словами и т.д.). Рисование - подспорье и в этом вопросе.
Кроме того, рисование - отличный способ развития воображения, ведь картинку нужно сначала увидеть в своей голове, после чего перенести на бумагу. Важно!!! Очень часто человек (а особенно - ребенок) видит больше, чем нарисовано в итоге! То есть! Если вы попросите ребенка прокомментировать свои каракули, то там развернется целая сюжетная история, потому что Автор вложил в свой рисунок намного больше, чем удалось увидеть стороннему наблюдателю!!
Конечно, и само рисование, и общение на основе содеянного развивает речь!!!
Конечно, итоговое творение может что-то поведать о своем создателе.
И правда! Вот натворили мы рисунков-поделок! Все шкафы переполнены, жители квартиры одарены и т.д. Куда определить все поступающие продукты бурной творческой деятельности?
Таким образом, вариантов действительно много!!! С Вашей фантазией!!! Все точно получится "пристроить")
В первую очередь важно выйти за пределы ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНЕРЦИИ и внедрить в свою практику рисования новые и, возможно, не совсем привычные материалы!!! Почему это важно (в том числе):
Рассмотрим варианты! Чем можно рисовать? Начнем с себя!
Ниже будет подборка примеров из сети Интернет! Спасибо их чудесным Авторам!! ВАЖНО!!!! Умоляю, НЕ следуйте четким инструкциям!! Вдохновитесь этими примерами, а после пуститесь в СВОЕ творческое рисование!!!! Если нужно, можно сделать болванки:
Важно посмотреть на пошаговую инструкцию. Возможно, повторить (дурной пример-то - заразителен)! Но потом все же важно разработать рисунок своего авторства! К разговору о КРИТЕРИЯХ ТВОРЧЕСТВА
Очень важно не замыкаться на ручках и ножках. Рисовать и творить спонтанно!!!
Следующая группа материалов - ПРИРОДНЫЕ! Например, ВОДА! В виде льда, слегка подкрашенного. тут, кстати, можно разобрать свойства воды (между делом), провести несколько опытов и т.д. Словом, совместить прелести творчества и игры с прелестями науки и учебной деятельности!!!!
А посмотрите, какие же чудесные кисти можно соорудить из сподручных (а в данном случае - природных) материалов:
Каждая такая кисть - уникальна! А сколько игр можно провести на их основе! Например, один участник игры отворачивается или закрывает глаза. После этого второй участник выбирает какую-нибудь самодельную кисточку и проводит ею несколько линий, а затем кладет на прежнее место. Далее наш первый участник открывает глаза и пытается угадать, какая же кисточка породила эту линию!!!!
А еще можно подбирать ряд аналогий: рисунок, сделанной при помощи этой кисточки, похож на гусиные лапки, а эта кисть отражает меня и т.д. И очень важно! Как раз сейчас наступает самое время вспомнить про эмоции и ПОТЕНЦИАЛ ЛИНИЙ!!!!
А теперь вашему вниманию предлагается.... Безотходное поедание орехов!!!!!
Чудесный природный материал - листья! Осенью они оказываются в свободном доступе! Важно понимать, что взаимодействие с листочками НЕ ограничивается созданием картины. Мы можем разобрать (повторить) биологию: растения, их строение и т.д. А можем заняться развитием речи и созданием историй!
Возвращается к рисункам! Кстати, рисовать можно и самими листиками:
А еще листочки можно выкладывать в замысловатые формы, создавая и иллюстрирую целые сказания! Тут снова важно вспомнить МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ!
Можно сначала подумать, а на что же похож этот листочек? В таком случае мы задействуем АНАЛОГИИ.
Такое упражнение может стать связкой к вопросам САМОПОЗНАНИЯ!
А вот так можно "упаковать" энциклопедию редких представителей флоры! Это - уже пример МНЕМОТЕХНИКИ!
А теперь рассмотрим пример иллюстрации для: жизненного цикла / цветового восприятия / формы объекта / экологической обстановки и т.д. Словом, снова "дивергентный спектр" возможных направлений для дальнейших обсуждений и размышлений.
Основы комбинации и интересное времяпрепровождение:
Помасштабней:
Еще более масштабно:
Следующий природный инструмент - камни! Поделки с их участием могут стать декором / сувениром / памяткой / и т.д. Смотрите:
Эти "камушки" могут стать частью терапевтической сказки. А может, это - тот самый ДОМ, который мы усиленно рисовали "все вместе". Или этот дом родился у нас на основе МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ???
Эти камушки помогут нам запомнить животных, их названия (может быть, на иностранном языке?), вспомнить биологию. А может, придумать и создать новых жителей на основе метода объединения и т.д.
Снова тематика сказок. И, например, сказочное развитие речи!
А это - самодельные магниты!!! помните ИГРЫ СВОИМИ РУКАМИ? Оно) Кстати, можно внедрить такую традицию: каждое утро определять свое настроение и вывешивать тот цвет магнита, который ему соответствует :)
Снова тематика ПРАВИЛЬНОГО РАЦИОНА:
Отличный конструктор:
И снова энциклопедия камней. Наверняка, каждый камушек - особенно значим для Автора!!!! Как с точки зрения психологии, так и, например, терминологии.
И еще пара идей:
Да, иногда можно и нужно порисовать едой! Особенно это важно для детей, как доказали психологи. Потому дети именно так познают Мир! Про ОГРАНИЧЕНИЯ можно почитать в разделе ПСИхологии
Лучшие самодельные штампы производятся примерно так:
Две похожие друг на друга половинки яблока:
Макароны? Нет, не видели! У нас тут цветочки в ходу!!!!
Как подружиться с луком? Он НЕ страшный:
Конечно, рисовать можно и сподручными материалами!
Песок / мука / соль и т.д. Важно подобрать материал индивидуально, учитывая особенности организма человека, его перебирающего! Маленькие дети так развивают моторные навыки и тактильные анализаторы, а взрослые могут прекрасно порелаксировать!!
Кстати!!! В течение всего этого творческого процесса очень важно помнить конструктивные методы ПОХВАЛЫ!
Еще один вариант применения "успокоительных пакетиков":
Как использовать пластиковые бутылки:
Тут уже целые композиции с использованием хозяйственных товаров (и не только!):
Кстати! Правила дорожного движения и другие важные тематики можно закреплять именно так:
Рисование ватными дисками. Мы уже делали из них игрушки, да?
И, конечно, как не украсить свое жилище: И снова помасштабней:
Итак, мы рассмотрели творческие материалы для рисования: наше тело, природные материалы, еда, хоз.товары и т.д. А в заключении кратко пробежимся по привычным средствам для ИЗО.
А теперь давайте возьмем, к примеру, солнышко! И посмотрим НЕКОТОРЫЕ из бесконечного количества вариантов "иллюстрации" нашего исходного объекта!
Фломастеры / карандаши / мелки / краски?
Вариантов формы - бесконечное (дивергентное) множество!!!!
Оригами и физическая культура (лучше, конечно, в сказках!)
Солнышко-карман. Прием объединения!
Природные материалы: листочки:
Конечно, Вы придумаете намного более интересные и творческие варианты!!!!! Такая радость!!!
Просто начните пробовать!! Это - чудесно!!!!
Продолжение следует...