АРТ: команда: ДОМ

Источник: "Практикум по повышению квалификации педагогов в работе с детьми (на материале использования игровых и психолингвистических средств)"
Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В. \ под редакцией И.А.Добренко, А.А.Потапчук

Разминка

Для начала подберите и изобразите ряд однокоренных слов, отражающих разные состояния и виды одного и того же объекта. Пример: исходный объект: дом. Ряд однокоренных слов: домишко, домик, домина, домище, домовой, домашний и т.д. Как изобразить их, показав различные проявления исходного дома? Кстати! Помните модификации ДОМА на основе метода фокальных объектов?

А теперь попробуйте придумать, как можно изобразить "домик" / "домишко" / "домище" и другие варианты. Это позволит не только сделать восприятие и изображение дома более творческим (на основе активизации дивергентного мышления), но и повысить чуткость к слову.

А еще вы можете  провести параллели с литературными произведениями или реальной жизнью и назвать, какие из известных  сказочных или существующих построек можно отнести к заданным формулировкам. Так, например, былой проект Охта-центра может трактоваться как «домище», а «Домик Петра» уже изначально называется «домиком» и т.д.

Кстати!! ВЫ можете скорректировать постройки в сказках на основе принципа замены, и придумать, что же станет с сюжетом на основе внедренным вами приемов творчества. А еще данное упражнение поможет вам с пользой провести время в дороге. Ведь вы можете обращать внимание на дома и классифицировать, поясняя свой выбор. Например: «Этому грозному зданию больше подходит слово «домина», а эта уютная двухэтажная постройка со ставенками - скорее, «домишко» и т.д.». Это позволит в очередной раз немного по-новому взглянуть как заданные объекты, так и на Мир в целом.

КОМАНДНЫЙ ДОМ

Теперь вам нужно образовать команду, после чего без предварительных согласований нарисовать один общий дом, действуя при этом одновременно, но молча. Сложность заключается в том, что каждый участник получает индивидуальную инструкцию, которую ему необходимо выполнить в процессе общей деятельности, и о содержании которой никто в команде больше не знает.

При этом следует помнить о том, что необходимо взаимодействовать молча, активизируя исключительно невербальные каналы восприятия (еще можно телепатические). Это, конечно, существенно усложняет процесс выполнения задания, зато  делает его более интересным и результативным

beX0uZrDTdw

Таким образом, каждый член команды получает индивидуальную инструкцию, читает ее, но никому не показывает. Задача – создать один единый дом, в рамках которого каждому  необходимо реализовать полученные инструкции. Все взаимодействие строится молча – исключительно невербально. Вот так выглядят инструкции:

f-ZPRvbqWdA

Можно выделить следующие основные рекомендации по разработке и оформлению инструкций.

  1. Индивидуальные инструкции разрабатываются заранее кем-то одним и представляют собой уточнения конкретных деталей общего дома: количество окон и этажей, цвет и форма крыши и т.д. Данные инструкции печатаются на листе бумаги, после чего разрезаются (1 полоска – 1 инструкция) и раздаются членам команды (лично в руки).
  2. Инструкции не противоречат друг другу, но дополняют одна другую. Так, например, одному члену команды предписано изобразить на доме всего 4 окна, в то время как задание другого учащегося уточняет требования к окнам (цветовое оформление, материал и т.д.). Таким образом, инструкции провоцируют необходимость невербального согласования своих действий, ведь кто-то, не подозревая о количественных ограничениях, может решить реализовывать требования к цветовому оформлению на созданных им лично окнах (сверх уже имеющихся четырех).
  3. Каждый участник команды получает одну индивидуальную инструкцию или несколько, но никому их не показывает. Все забирают инструкции адресно или самостоятельно вытягивают листочки из общего числа. Полоски бумаги раздаются текстом вниз, чтобы никто не мог прочитать записи, предназначающиеся для другого участника.
  4. Если количество подготовленных инструкций превышает численный состав команды, рекомендуется раздать  все имеющиеся инструкции, при этом допускается их неравномерное распределение. Таким образом, количество индивидуальных условий, которые необходимо выполнить каждому , может оказаться неравным, но важно, чтобы все разработанные взаимосвязи были реализованы.
  5. Участники команды рисуют дом одновременно, встав вокруг одного листа. При возникновении необходимости они могут свериться со своими индивидуальными инструкциями.
  6. По итогам выполнения задания участникам команд рекомендуется по очереди сообщить друг другу содержание своих индивидуальных инструкций, после чего проанализировать, как можно было организовать взаимодействие, чтобы сделать его более эффективным. Иными словами, вам предлагается провести самоанализ и продумать пути оптимизации выполнения инструкций.
  7. С целью развития памяти рекомендуется со временем   начать постепенно запоминать свой набор инструкций и минимизировать количество сверок с записями.

Таким образом, все участники команды знают, что у каждого есть своя инструкция, которую ему необходимо реализовать в процессе создания общего рисунка (поэтому он рисует такие странные вещи), но не знают, какая именно. Кроме того, вы лишены возможности рассказать о ней с помощью речи, в связи с чем вынуждены искать другие способы осуществления коммуникации.

 Упражнение позволяет развить умение понимать друг друга без слов и грамотно выражать и реализовывать свои индивидуальные намерения в рамках совместной деятельности.

fuSp6GEAf84

Примеры реализации упражнения (инструкции)

При первом ознакомлении с технологией рекомендуется разработать универсальные и понятные инструкции, как сделано в следующем примере. Объект: дом. Примеры индивидуальных инструкций, каждую из которых получает один из участников команды:

  • Дом должен быть двухэтажный
  • Узор на стенах должен носить медицинский характер. Это постаралась медсестра со второго этажа
  • Около дома – странные качели. Это – явно дело рук какого-то физика
  • В доме должно быть не более двух окон (подумайте, как вам донести эту мысль до окружающих. Или как замаскировать уже созданные ими окна)
  • а первом этаже дома есть окно необычной формы. Его явно  разработали информатики
  • На последнем этаже дома располагается потайная комната
  • На стенах дома должен быть нарисован разный узор: 1 стена – 1 узор
  • На стене дома – непонятные граффити и аббревиатуры. Их нарисовали педагоги, пока что-то объясняли
  • В окне дома видны детали аудитории. Вечерело и темнело, а там все еще учились
  • Дверь дома зачем-то открыта. Наполовину
  •  Вокруг  дома - много растений. Их заботливо вырастили  биологи. Поэтому они такие необычные.
  •  К дому проложены несколько тропинок. Причем ни одной прямой…
  •  «Население» дома находится неподалеку. Но эти  «жители» могут показаться весьма странными тем, не связанным с творчеством
  •  Жители дома занимают все объекты около дома: качели, деревья и т.д.

Вот пример того, что может получиться на основе одних и тех же инструкций, но у разных команд:

 bwT-6G4jYHQ5G61L_Af4o8crSa75lenNg

Из приведенного примера видно, что необходимо, не используя речь, реализовать полученные индивидуальные инструкции, некоторые из которых особенно явно дополняют друга - например, уточнение формы, количества окон и числа этажей.

Так, одному участнику необходимо проследить за тем, чтобы в доме было всего два окна. При этом ему недостаточно просто нарисовать их - следует учесть действия остальных членов команды и добиться реализации своей инструкции в процессе невербального взаимодействия.

XmhQLJ2f5_s

Например, можно нарисовать окно, обратить на себя всеобщее внимание, после чего указать на свой рисунок и на пальцах показать цифру «2», тем самым давая понять, что окон в доме должно быть не более двух, и все детали других участников необходимо дополнять в рамках этого количества. Кроме того, можно на протяжении всего задания тщательно отслеживать действия других участников, поддерживая при этом требуемое количество окон. Так, если кто-то превышает заданное количество, можно тактично маскировать «лишние» окна, дорисовывая их до иных объектов: преобразуя в плющ / рисунок на стене дома и т.д., что будет способствовать развитию творческого мышления.

Таким образом, дополняющие друг друга инструкции призваны активизировать как дивергентное мышление, так и умение  общаться на основе невербальных сигналов. Так может выглядеть результат:

vqstjxIW0cY

Корректировка инструкций исходя из специфики

Рекомендуется постепенно усложнять индивидуальные инструкции, придавая им образовательную нагрузку, как сделано в следующих примерах.

Биология. Объект: дом. Инструкция для членов команды:

  • Форма дома очень странная - она напоминает схему строения сложного соцветия.
  • Двери и окна в доме одинаковой формы, которая очень сильно напоминает митохондрии.
  • Дверь дома зачем-то приоткрыта, и из-за нее таинственно выглядывает представитель типа хордовые, класса млекопитающие, отряда хищные, семейства волчьи. В бантике.
  • Около двери можно увидеть растения семейства крестоцветных. Кто-то заботливо поставил около них табличку с очень важной, но не всем понятной, надписью.
  • Около дома есть пруд, в котором  видны два жителя. Они выглядят весьма подозрительно – как будто что-то задумали.
  • В водоеме около дома живут пресмыкающиеся. Они постоянно важничают и просят всех называть их по имени и отчеству.
  • За домом виднеется лес. Там живут наземно-древесные млекопитающие. Они только что подкрепились, поэтому выглядят очень довольными.
  • Почва около дома – какая-то неоднородная, повсюду ямки. И каждая ямка имеет свою неповторимую форму.
  • Над ямками в земле потрудились почвенные млекопитающие. Они снуют повсюду, охраняя свои ямки.
  • В окне дома виднеются представители плацентарных зверей. Оказывается, они там живут. И почему-то у всех на голове - бантики. Наверное, это какая-то общепринятая форма домашней одежды.
  • На подоконнике стоит корзинка, а в ней – цветы соцветия «корзинка». Как тавтологично с их стороны!
  • Около дома можно увидеть дворников с метелками. Их ровно столько, сколько растений соцветия «метелка» растет справа от дома. Повторюшки!
  • Под окном находится грядка. На ней художник Агафон забыл свою кисть, зато вырастил растения соцветия «кисть».
  • За домом можно увидеть растения соцветия «колос». Население дома любит есть их на завтрак. «Это - колоссально!», - восклицают они каждое утро и забавно потряхивают своими нелепыми бантиками.
  • На крыше дома сидит представитель, название которого – омограф к слову, обозначающему высокомолекулярные органические вещества, состоящие из альфа-аминокислот, соединённых в цепочку пептидной связью. Вот такой странный представитель, еще и на крыше! Неужели и он в бантике?

Химия.  Объект: дом. Инструкция для членов команды:

  • У этого дома – крыша необычной формы. А по цвету - такая же, как дихромат аммония.
  • Из единственного окна, которое есть в этом доме, видны жители. По их лицам сразу видно, что они почуяли газ, который получился после смешивания меди и концентрированной серной кислоты.
  • Стены дома такого цвета, какой получается, если нагреть дихромат аммония.
  • На стенах дома в виде граффити написаны все галогены.
  • Раскрасить дверь необходимо в цвет, который имеет осадок, полученный при реакции сероводорода и серной кислоты.
  • Около дома есть грядка, на ней находятся "земельные" вещества. Догадайтесь, какие и напишите их.

Таким образом, должна получиться следующая картина: дом увенчан необычной крышей оранжевого цвета. В доме - всего одно окно, а в нем видны жители, которые почувствовали очень неприятный запах, что и отразилось на их лицах. Стены дома выкрашены в цвет зеленого оттенка и покрыты граффити с изображением галогенов. Дверь дома – желтая, как сера, которая выделяется в результате описанной реакции. На грядке у дома написаны щелочноземельные металлы.

Русский язык. Объект: дом. Инструкция для членов команды:

  • В доме - всего 4 окна. Рамы, обрамляющие каждое окно, созданы из слов, написанных таким образом, что все вместе образуют четырехугольник: два слова (параллельно) вертикально, два (параллельно) – горизонтально. Все слова - прилагательные, которыми можно охарактеризовать понятие «окно».
  • В доме есть несколько окон, и под каждым написан эпитет, который имеет отношение к дому в целом.
  • На крыше дома нарисованы граффити. Это – попытки учителя русского языка объяснить правописание безударных гласных в корне слова.
  • Дорожки к дому символизируют речевые тропы.
  • Около дома – пруд. Его можно охарактеризовать антонимом к слову «мелкий».
  • Вся крыша усеяна странными отверстиями. Несведущим может показать, что это – простые дырки, но на самом деле это – многочисленные двоеточия.
  • На этой картинке постоянно встречается изображение омонима «ключ».
  • Во всех словах, которые написаны на доме, нужно выделить окончание.
  • Необходимо выделить корень в тех словах, в которых уже выделены окончания.
  • Дверь дома стилизована под знак препинания.

hgXQaP0UR9c

Варианты выполнения задания

Очевидно, что один набор инструкций может быть использован в одной группе  лишь однократно. Поэтому после первого выполнения задания рекомендуется  самостоятельно разрабатывать инструкции для другой команды, после чего обмениваться записями. При этом следует понимать, что общий объект может быть совершенно любым (аквариум / город / луноход / кабинет биологии / полка с игрушками / клумба цветов / стадион / кольчатый червь Константин Честерович и т.д.). Таким образом, задание можно модифицировать по различным направлениям, но при этом важно соблюсти выполнение следующих принципов:

  • наличие общей цели, которую необходимо достичь в процессе совместной деятельности,
  • наличие индивидуальных целей, выраженных в виде конкретных инструкций, уточняющих процесс достижения стратегической цели,
  • дополняющий, но не противоречащий друг другу характер инструкций,
  • возможность исключительно невербального взаимодействия,
  • проведение самоанализа по итогам выполнения задания.

Завершение упражнения

С целью актуализации информации после выполнения задания рекомендуется провести параллель с реальной жизнью и обсудить с детьми следующие вопросы.

  • Почему важно уметь работать вместе, сообща?
  • Где в жизни встречается командная работа? В каких профессиях? Ситуациях?
  • Случаются ли в жизни ситуации, в которых люди делают нечто общее, но при этом у каждого есть свои личные мотивы, трактовки, понимание происходящего? Догадываемся ли мы о них? Важно ли их учитывать? Высказывать?
  • Если бы по правилам задания можно было сказать о своих индивидуальных инструкциях, было бы легче выполнять его? Важно ли в жизни уметь тактично высказать свои мысли, ожидания, потребности, мотивы и т.д., которые часто тоже никто не знает? Могут ли окружающие догадаться о них сами? Насколько важно быть чутким к людям?

JZ4_2fPCw8A

Выгружение

Завершить выполнение задания можно поиском, обсуждением, изображением и обыгрыванием пословиц, поговорок и фразеологизмов со словом «дом» (или иным объектом). Важно внедрить в восприятие текста игру слов, творческое видение, визуально-образное мышление и т.д.: ребусы, комиксы, сценки, загадки и т.д. Можно привести следующие примеры текстов для обсуждений и творческой проработки.

  • Фразеологизмы: «Жить одним домом», «Не все дома», «Закрывать двери дома», «Отказывать от дома», «Как у себя дома» и т.д.
  • Пословицы и поговорки: «Всякий дом хозяином держится», «Дом вести - не лапти плести», «Дом высок, да под ним песок», «Дом не велик, да лежать не велит», «Дом - полна чаша», «Не по дому господин, а дом по господину», «Не дом хозяина красит, а хозяин дом», «Свой дом – не чужой: из него не уйдешь», «Доброе слово дом построит, а горькое – разрушит», «Дома и стены помогают», «И тесен дом, да просторен он», «Держись друга старого, а дома нового!», «Купил дом и с домовыми», «Хоть худ дом, да крыша крепка» и другие.

           Можно кодировать данные выражения в визуальные изображения или текстовые описания, после чего обмениваться своим шифром и угадывать первоначальную формулировку.

vEpCHjIhXUM

Комментарии закрыты.