Создание условий для профессионального самоопределения личности: опыт образовательных организаций по две стороны океана

Статья написана по итогам поездки в США в результате получения персонального гранта на стажировку в США по программе «Открытый мир» (направление: «STEM-образование»)

Поездка стала возможной благодаря деятельности  Федерации женщин с университетским образованием

Ссылка на публикацию:  Создание условий для профессионального самоопределения личности. Опыт образовательных организаций по две стороны океана / Т.С. Эмануэль // Школа управления образовательным учреждением, № 02 (72) 2018

"Вопросы профориентации личности не теряют своей актуальности, хотя и приобретают новые акценты. Так, например, в настоявшее время термин «профориентация» вытеснен понятием «создание условий для профессионального самоопределения личности», которое подразумевает прохождение обучающимся следующих основных этапов:

  • самопознание,
  • получение информации о профессиях,
  • выбор и изучение направления, постановка цели,
  • разработка плана,
  • реализация запланированных мероприятий,
  • регулярный мониторинг.

Узнавание самого себя заключается в выявлении и анализе своих возможностей, способностей, предпочтений, потребностей, мотивов, интересов, противопоказаний и т.д. На данном этапе особенно актуальны следующие методы: самоанализ, психологические тесты, проективные методики, рефлексия и другие, поэтому велика роль психолога, способного не только организовать психодиагностику, но и вести консультативную деятельность.

Следующий этап - формирование знаний о профессиях. Наиболее распространенные формы взаимодействия с детьми на данном этапе сводятся к следующим: тематические занятия, беседы, проектная деятельность и т.д. Однако не секрет, что многие школьники совершают свой выбор профессии на основе поверхностных, а порой даже ложных, представлений о должности: не зная, из чего складывается деятельность, как проходит типовой рабочий день того или иного специалиста. И, когда не соответствующие реальности ожидания не оправдываются, новоиспеченные, но уже разочаровавшиеся, специалисты снова начинают искать себя. Поэтому особую актуальность приобретает применение метода «shadowing», что в буквальном переводе означает «быть тенью». На некоторое время ученики «прикрепляются» к специалисту и следуют за ним весь рабочий день, оставаясь при этом в стороне (отсюда и аналогия с тенью). Эффективным является проведение экскурсий, а также приглашение с выступлениями о своей работе специалистов из разных отраслей (которыми зачастую оказываются родители). Целесообразно предложить ученикам стать журналистами и в результате проведения серии интервью разработать статью, посвященную выбранной профессии. Кроме того, действенным способом является составление профессиограммы с самими учениками (как альтернатива использования готовой). Таким образом, необходимо организовать изучение не только специфики профессиональной область, но и того, из чего складывается обычный рабочий день специалиста.

В результате сопоставления информации о самом себе и о существующих профессиях ребенок может принять решение о выборе сферы деятельности, после чего начинается этап постановки цели. Грамотно поставленная цель отвечает требованиям критерия SMART. Каждая буква данной аббревиатуры обозначает характеристику, которая должна быть присуща продуманной и эффективно сформулированной цели:

  • Specific – конкретная: цель должна описывать ожидаемый результат,
  • Measurable – измеримая: уже на этапе формулировки необходимо включить измеримые показатели, позволяющие оценить, достигнута ли цель,
  • Achievable – достижимая: цель изначально должны быть реалистичной,
  • Relevant – значимая, релевантная: цель должна согласовываться с другими целями и жизненными приоритетами,
  •  Timebound - ограниченная во времени: цель ставится на определенный период.

Так, цель «поступить в университет» не является грамотно поставленной, так как не отвечает критериям SMART: можно поступить на платное отделение; поступить можно и через 10 лет; можно успешно сдать экзамены, но не пройти по баллам; а можно пройти прошлогодний, более низкий, порог баллов. Поэтому важна детализированная формулировка цели, например: «В 2019 году быть зачисленным на бесплатное отделение института экономики и управления РГПУ им. А.И.Герцена, успешно сдав необходимые экзамены и минуя актуальный проходной балл в 10-ке лучших, чтобы в дальнейшем стать учителем экономики и преподавать детям». Данная цель более близка к принципам SMART: она конкретизирована; измерима по нескольким параметрам: зачислен или нет, на бесплатное или нет, среди лучших или ближе к концу; достижима; согласована с общей жизненной стратегией; имеет конкретные сроки.

Таким образом, образовательному учреждению необходимо организовать сопровождение процесса целеполагания, которое может осуществляться в форме коучинга, бесед с учениками, мастер-классов для родителей и т.д. Чтобы представить свою цель наглядно, можно предложить школьнику составить интеллект-карту цели, оформленную, например, в виде коллажа.

Когда цель поставлена по всем правилам, можно приступать к разработке и реализации плана мероприятий по достижению цели. Рекомендуется предварительно разбить основную цель на дерево целей. Например, чтобы в таком-то году поступить на бюджетное отделение конкретного факультета выбранного вуза, необходимо успешно сдать экзамены, в том числе, по английскому языку. Следовательно, одна из целей второго уровня будет связана с изучением языка и подразделяться на комплекс мероприятий: посещение дополнительных занятий, общение по скайпу с учениками из иностранной школы, просмотр фильмов на английском языке, чтение книг в оригинале и т.д. Важно разработать план для каждой подцели. Таким образом, на данном этапе одной из задач образовательного учреждения является содействие развитию профессионально значимых качеств.

Далее необходимо удостовериться, что мероприятия не остались исключительно на бумаге, а были действительно реализованы. Для этого важно организовать мониторинг - выработать методы систематического отслеживания результатов в процессе реализации плана.

В какой стране ни находились бы образовательные учреждения, мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами задачами. Цель данной статьи – представить лучшие практики американских и российских коллег для осуществления бенчмаркинга (изучения с целью адаптации и применения для повышения эффективности системы образования). Анализ опыта США в данном случае базируется на посещении образовательных организаций штата Канзас.

Опыт США

В настоящее время одним из наиболее актуальных векторов развития образования в США является направление «STEM», расшифровывающееся как Science (наука), technology (технологии), engineering (инженерное искусство), mathematics (математика). Проекты, исследования и программы, реализующиеся в данных областях, поддерживаются на уровне правительства и являются предметом консолидации усилий на всех уровнях образования.

Рассмотрим опыт некоторых образовательных учреждений, располагающихся в городе Уичита (Wichita), крупнейшем населенном пункте Канзаса, который по праву считается авиационной столицей США.

Maize Career Academy 

Maize Career Academy (Академия карьеры) была открыта для старшеклассников из 2х школ по инициативе округа. Удивительно, насколько люди могут реально принимать участие в управлении городом посредством распределения своих налогов. В Канзасе действует следующая система: город (например, Уичита) поделён на школьные округа. У каждого школьного округа есть свой попечительский совет и управленец, которые могут выступить с инициативой – конкретным предложением (например, об открытии образовательного центра). И если большинство избирателей проголосует за, то жителям этого округа на какое-то время поднимут налоги, благодаря которым будет построено и оснащено образовательное учреждение, куда смогут ходить дети этого округа. Так и произошло в случае с Maize Career Academy.

Академия карьеры нацелена на предоставление старшеклассникам условий для освоения будущей профессии. Выделено несколько секторов: инженерный сектор, медицинский класс, видеооператоры, бизнес-сфера и другие. В каждом секторе ребята ведут научно-практические работы различной направленности, иногда поражающие своим масштабом.

Например, в инженерном секторе ученики не только разрабатывают и внедряют свои изобретения, но и собирают настоящий одноместный самолет, пилотировать который будет их учитель, имеющий соответствующую лицензию (рис.1). Проекты могут быть и менее амбициозными. Так, например, группа ребят разрабатывает небольшое изобретение, позволяющее хранить провода, предохраняя их от перепутывания. Причем часть деталей создают тут же – печатают на 3D принтере, по тщательно спроектированным учениками моделям. Здесь занимаются, в основном, мальчики.

Рисунок 1. На фоне самолета, который будет собран учениками Академии карьеры

В свою очередь, девочки предпочитают посещать медицинский класс, в котором учатся сестринскому делу. Мед.класс Академии карьеры оснащен манекенами, позволяющими отработать навык забора крови, после чего кровь начинают брать по-настоящему – друг у друга (конечно, под руководством опытных педагогов). Кроме того, тут есть кабинет, стилизованный под больничную палату, где ученики тренируются ухаживать за больными (рис.2). Здесь же ведутся исследовательские проекты по таким областям знаний, как: микробиология, экология и т.д.

Рисунок 2. Учебный кабинет медицинского блока Академии карьеры

Примечательно, что колледжи, с которыми есть договоренность, официально засчитывают   часы обучения в Академии в качестве освоения части учебного плана. Также, благодаря сотрудничеству с больницами, становится возможным применение технологии «shadowing»: ученики наблюдают за тем, как мед.сестры выполняют процедуры, заполняют необходимые бумаги, взаимодействуют с пациентами, врачами и друг с другом. Это позволяет увидеть профессию изнутри и дополнить свои «общие представления», порой далекие от реальности, знанием типового рабочего дня.

Kansas STARBASE

С целью вовлечения учеников в инженерную сферу организовываются и межведомственные программы. Так, например, в результате одного из американских исследований было выявлено, что 7 класс – наиболее плодотворный возраст для погружения в техническую отрасль, поэтому для семиклассников действует образовательная программа Kansas STARBASE, нацеленная на формирование и развитие у детей интереса к инженерии и авиации, а также выявление талантов и т.д. Для того чтобы принять участие в программе, школы оставляют заявку, и когда очередь конкретного учреждения подходит, в школу прибывает педагог, который проводит для семиклассников интерактивное занятие, включающее в себя занимательные физические опыты и эксперименты.

Например, школьники получают игрушечный самолет, который совершает стремительную посадку по заданной педагогом траектории (рис.3). После чего ученикам представляют героя, пилотирующего самолет, им оказывается настоящее куриное яйцо.   Семиклассникам необходимо разработать ремень безопасности, позволяющий сохранить в целости и сохранности персонажа при довольно резкой посадке.

Рисунок 3. Педагог программы Kansas STARBASE, демонстрирующий траекторию полета самолета

Первая сложность, с которой сталкиваются ребята, - это ограниченный перечень доступных им материалов: вата, веревка, резинка и т.д. (все материалы предоставляются команде для создания опытного образца).

Вторая сложность – ограниченность бюджета, который можно потратить на создание своей конструкции ремня безопасности (рис.4). Каждая предложенная деталь имеет свою стоимость, причем обязательным является приобретение «скафандра» - небольшого целлофанового пакета (что является особенно актуальным в условиях проведения эмпирического эксперимента с настоящий яйцом). Таким образом, из предложенных материалов школьники могут выбрать детали исключительно на заданную сумму. Школьники принимают решение о приобретении тех или иных материалов, после чего начинают конструировать опытный образец ремня безопасности. Каждая конструкция подвергается серии экспериментов, в результате которых учащиеся сами приходят к основным выводам и закономерностям.

Рисунок 4. Материалы и их «стоимость» в рамках задания

Таким образом, программа нацелена на то, чтобы в интересной, практикоориентированной и яркой форме погрузить школьников в инженерную сферу для выявления талантов  и содействия профессиональному самоопределению личности. Примечательно, что сами педагоги, работающие на программе, считают, что начинать работу по просвещению и вовлечению школьников нужно с намного более раннего возраста, чем седьмой класс.

WICHITA NORTHWEST HIGH SCHOOL

Работа по профориентации ведется не только в профильных организациях, но и в обычных школах. Так, например, в школе "WICHITA NORTHWEST HIGH SCHOOL" создано объединение "Girls Who Code" («Девочки, которые программируют»), цель которого – создание условий для освоения девочками профессий, связанных с программированием. О результатах работы объединения говорит уже и то, что участницы данного объединения получают коммерческие заказы: создают сайты и поддерживают их работу; разрабатывают небольшие программы, с учетом требований заказчика и т.д. Однако и тут не обошлось без гендерных стереотипов и отсутствия системной работы по их преодолению. Сами ученицы отмечают, что на иллюстрациях со страниц учебников по техническим наукам они видят, в основном, мужские лица. Примерами успешных программистов выступают снова мужчины. Тематики, которым посвящена практика программирования, интересна, в большей степени, мальчикам: ведь это роботы, машинки и т.д.

Таким образом, одними из основных задач по вовлечению девочек в технические науки являются: переработка учебно-методических материалов, пересмотр заданий и упражнений в рамках образовательной программы, а также популяризация роли женщины в технической сфере.

С этой целью могут быть внедрены следующие усовершенствования. Например, помимо роботов девочки могут программировать лампочки, в определённом ритме загорающиеся на платье главной героини; с обложек и страниц учебников могут улыбаться не только мужчины-программисты, но и женщины; наряду с машинами можно конструировать упряжки для единорогов и т.д. А для продвижения идеи «программиста-женщины» можно приглашать на встречи со школьницами женщин, успешных в IT-сфере, запускать интернет-марафоны, вводить тематические хештэги в соц.сетях и т.д.

Следует отметить, что неслучайно история с Элли произошла именно в Канзасе. Школы пестрят указателями о месторасположении укрытия от землетрясений (рис.5).

Рисунок 5. Указатели в школах Канзаса

Мобильные лаборатории

Однако далеко не все образовательные организации могут похвастаться наличием передового оборудования, поэтому в США активно применяются мобильные лаборатории, представляющие собой огромный фургон, оснащенный современной техникой, предназначающейся для обучения, проведения экспериментов и т.д. (рис.6).

Рисунок 6. Фургон мобильной лаборатории

Такой фургон выезжает в школы и служит основой для проведения тематических научных мероприятий. Например, там есть установка, которая позволяет посредством 3D-технологий изучить строение организма, рассмотреть его основные органы, ознакомиться с детальным описанием и т.д. Все оформлено в виде научной игры: ребенок надевает 3D-очки, берет в руки стилус, запускает программу, выбирает интересующий его орган и начинает изучать его, рассматривать поближе, читать описание и т.д. (рис.7).

Рисунок 7. Научная 3D-игра в мобильной лаборатории

Поскольку данная лаборатория также выполняет профориентационные функции, одним из заданий, связанным с технологическим процессом создания машины, является ее покраска (рис.8). Старшеклассник надевает специальные очки и берет в руки инструмент, подключенный к компьютеру. В очках виртуальной реальности появляется машина, которую необходимо покрасить, действуя при этом с наибольшей эффективностью: делая работу качественно, однако не растрачивая краску зря.  Школьник использует предоставленный ему инструмент, нажатие на кнопку которого отвечает за подачу краски. Компьютер анализирует движения, а также однородность слоя краски, в результате чего формируется заключение о качестве и эффективности работы. Такое задание обусловлено наличием соответствующего направления подготовки в колледже, который является соразработчиком мобильной лаборатории.

Рисунок 8. Отработка навыков нанесения краски на детали машины

Girl Scout

В США действуют тематические некоммерческие и неправительственные организации, к одной из которых принадлежит движение Girl Scout (Герлскаутов), существующее наряду с бойскаутами. Интересно, что слово Girl представили как акроним и расшифровали следующим образом: Go getter (энергичность и предприимчивость), Innovation (новаторство), Risk taker (умение рисковать), Leadership (лидерство). Работа ведется по четырем направлениям: Повседневная жизнь, Предпринимательство, STEM, Игры под открытым небом. Каждому направлению соответствует образовательная программа, рассчитанная на год и сопровождающаяся поурочными разработками: пособиями, материалами и т.д. С целью повышения эффективности информирования родителей и учеников, каждый год издаётся специальный Календарь, в котором расписаны все мероприятия программы на каждый день.

При этом введена уровненная система освоения образовательной программы объединения. Первый параметр ранжирования – возраст: отдельно проводятся занятия для младших и старших девочек. Второй параметр – сложность деятельности: для каждой темы, в рамках каждого возраста существуют три, постепенно усложняющихся, разряда. Чтобы получить их, необходимо продемонстрировать определенный уровень подготовки, выполнив определенные задания. В случае успешного прохождения испытания школьницам выдают значки-нашивки, которые крепятся к форме и свидетельствуют о полученных разрядах (рис.9).

Рисунок 9. Форма герлскаутов

Интересно, как построена работа с родителями: кураторами детских коллективов выступают волонтеры (учителя, родители, выпускники). Каждый волонтёр получает готовые разработки, по которым может проводить занятия, а также полный пакет материалов, собранный в удобный контейнер со всем, что пригодится для проведения конкретного опыта (рис.10).

Рисунок 10. Пример пакета материалов для одного занятия

Интересно, что инженерные тематики адаптируют с учетом специфики девочек: участница программируют работу огоньки вокруг сказочного замка, практикуется регулярный запуск розовых самолётиков, созданных участницами движения, - словом, созданы все условия для того, чтобы освоение инженерной сферы проходило для девочек интересно и гармонично.

Таким образом, в США развернута активная кампания по преодолению гендерного неравенства в инженерной сфере. Успешно развиваются некоммерческие объединения женщин: женщин-ученых, женщин-инженеров и т.д. Примечательно, что в России существует межрегиональная общественная некоммерческая организация, объединяющая данные идеи, -  Федерация женщин с университетским образованием (ФЖУО). Данная организация ведет системную работу по поддержке российских женщин из мира науки: сотрудниками проводятся научные исследования, организуются масштабные образовательные мероприятия и создаются тематические проекты, нацеленные на развитие женщин.

Exploration Place

 Интересен также опыт Канзасского научного центра Exploration Place, который ведет активную политику по привлечению населения к науке, действуя одновременно как музей науки и как образовательный центр. Миссия центра – вдохновлять население на знакомство с наукой, углублять интерес к областям знаний посредством творческого и веселого опыта для людей всех возрастов.

Руководством Центра был проведен анализ, в результате которого было установлено, что существует достаточно весомая категория школьников, никак не участвующих в мероприятиях центра. Ими оказались дети, находящиеся на домашнем обучении. Следует отметить, что к данной группе относятся дети из религиозных семей, поэтому идея их активного вовлечения в науку изначально звучала утопично. Однако поэтапная работа позволила добиться результатов.

Выстраивание отношений с родителями учеников, обучающихся дома, началось с проведения регулярных собраний, на которых руководство центра не только наглядно представляло свои образовательные программы и демонстрировало значимость технического образования, но и заверяло, что на занятиях ни в коем случае не будут затрагиваться вопросы наличия или отсутствия божественного начала и т.д. Более того, родителям предлагалось посещать занятия вместе с детьми, чтобы контролировать соблюдение данной договоренности. Прием сработал: уже за первый год процент учеников, занимающихся на домашнем обучении, но вовлеченных в программы центра, вырос более чем на 45%, а родители постепенно стали доверять сотрудникам центра и перестали посещать занятия «с проверками».

Помимо выполнения образовательной функции, центр работает как музей с постоянными и временными экспозициями. Экспонаты интерактивны, поэтому всё можно и нужно трогать, в холее располагается огромное количество головоломок для людей всех возрастов. Представлены следующие тематические зоны: человеческое тело, авиация, природные явления, безопасность, работа МЧС и т.д. Музей напоминает наши «Биоэкспериментариум» и «Лабиринтум», где в интерактивной и увлекательной форме дети знакомятся с наукой под руководством увлеченных профессионалов – экскурсоводов музея.

Россия

Россия всегда славилась своей инженерной мыслью. Самые неожиданные, остроумные и действенные изобретения - родом из России. Достаточно вспомнить, как была решена проблема, когда выяснилось, что в космосе становится невозможным писать обычной ручкой. Потратив около десяти лет и огромное количество финансов, западные специалисты разработали пишущий инструмент, который действовал на любых поверхностях и в любых условиях. Как действовали русские? Писали карандашом (а время и деньги тратили на разработку более значимых объектов).

Сегодня огромное значение придается профиориентационной работе, начиная с самого раннего возраста. Ведется активное сотрудничество дошкольных учреждений со школами, а школ - с вузами, открываются детские технопарки «Кванториум» и т.д.

Одной из уникальных особенностей России является ТРИЗ - теории решения изобретательских задач, родоначальником которой был наш соотечественник - Г.С.Альтшуллер, который работал в патентном бюро и однажды озадачился вопросом, как именно люди создают изобретения. Проанализировав огромное число патентов, он выявил основные закономерности и приемы творчества, позволяющие создать новое изобретение и эффективно решить сложившуюся проблемную ситуацию. Изначально приемы ТРИЗ относились к инженерной сфере, однако позже были экстраполированы в различные сферы: педагогика, менеджмент и т.д.

В нашей стране основам ТРИЗ обучают, начиная с дошкольного возраста, что позволяет сформировать у детей системное и творческое мышление, дать инструментарий для генерирования идей, создания изобретений и т.д. Такая ранняя и качественная подготовка детей - отличительная черта российского образования".

Эмануэль Т.С.

 

Комментарии закрыты.