Текст и "оформление": Эмануэль Т.С. Основа: литература Иллюстрации: из сети Интернет Комиксы сделаны посредством сайта: http://www.stripcreator.com
Детские манипуляции
Существуют довольно распространенные манипуляции, которыми весьма успешно пользуются дети. Причем адресованы они могут быть как родственникам, так и педагогам, друзьям и т.д.
Часто это проявляется еще в раннем детском возрасте и крепнет к подростковому, чтобы позже стать разрушающей основой взрослой жизни.
Как правило, дети быстро ориентируются и выбирают свою "волынку". Это может быть жалость, вина, страх взрослого и т.д.
Иногда дети берут себя кого-то в помощники, так что будьте бдительны!
Типичный пример - "что-то болит". Ребенок начинает манипулировать родительской тревогой, жалостью и чувством ответственности за свое чадо. При этом взрослый поставлен в такие условия, что не может достоверно убедиться, болит все-таки или же нет! Кроме того, ребенок, конечно, вступает в игру по полной программе: с соответствующим тоном, действиями и т.д. Может быть, он сам уже забыл, ГДЕ у него болит (или не болит)... Но орет он, словно резанный! Важно понимать, что часто есть совершенно иное скрытое намерение: добиться внимания / любви / ласки / не ходить в садик / заполучить новую куклу и т.д. - бесконечное количество вариантов! В данном случае: ЛОКАЛЬНО актуально воспользоваться технологией принятия чувств. Глобально: постепенно заняться совместным выяснением и исправлением первопричины!
Почему манипуляции - это плохо? Манипулятор всегда получает лишь сиюминутную выгоду. Кроме того, манипуляции мешают полноценному развитию личности. Ведь в таком случае применяется лишь узкий спектр навыков (кто-то бьется головой о стену, кто-то стонет / ноет и т.д.). При этом манипулятор НЕ совершенствует навыки конструктивных коммуникаций, рефлексии и т.д. То есть энергия и силы человека направлены не на развитие, а на выдумывание и инсценировку манипулятивных игр. А ведь это можно было посвятить всестороннему совершенствованию личности!
Манипуляции со стороны взрослых
Проблема в том, что сами взрослые частенько ДЕМОНСТРИРУЮТ совершенно явные модели манипулятивных игр. При этом они могут максимально убедительно заверять ребенка в том, что манипуляции - это зло, но дети ВИДЯТ поведение как пример, а НЕ слышат слова. Иными словами, бесполезно ждать и тем более требовать от ребенка избавления от манипуляций, если взрослый сам постоянно к ним прибегает. Чаще всего взрослые давят на следующие чувства ребенка:
Вот ТОП манипуляций со стороны взрослых.
А еще у нас очень любят давить на "довел", "помру" и т.д. Часто родители разыгрывают целые представления обид, слез и т.д., вместо того, чтобы проявить здоровую и мудрую власть, а не тщедушные манипуляции.
Основные признаки манипуляций
А вот и он, краткий экскурс в мир манипуляций. Во-первых, есть СКРЫТАЯ ЦЕЛЬ. Во-вторых, то самое ЧУВСТВО, на которое манипулятор делает наибольшую ставку. В третьих, неполная информац, которая предоставляется адресату. И, наконец, НАПОООР!!!!!!!!!!!!!
Давайте разберем эти элементы конструктора на примере, к сожалению, знакомом многим учившимся в школе.
Давайте начнем видеть манипуляции и вместо них все чаще пользоваться конструктивными алгоритмами взаимодействия, а также техниками принятия и выражения чувств.