Текст и "оформление": Эмануэль Т.С. Основа: литература Иллюстрации: из сети Интернет Комиксы сделаны посредством сайта: http://www.stripcreator.com
Прежде чем вы начнете читать. Мини-пролог. Признание чувств НЕ подразумевает согласие с ними!!!! Оно подразумевает только допущение о том, что человек МОЖЕТ чувствовать именно это. Вы соглашаетесь только с тем фактом, что Климентин видит это так. Вы при этом можете видеть это совершенно иначе. То есть. Признание чувств НЕ подразумевает согласие с ними, а включает в себе только согласие с тем, что ваш собеседник воспринимает это именно таким образом!!!!
Итак. Нам чрезвычайно важно научиться, с одной стороны, принимать чувства других, а НЕ подавлять их. С другой, научить(ся) грамотно выражать их. Чувства связаны с поведением. Иными словами, человек ведет себя именно так, поскольку испытывает те или иные эмоции. Однако важно понимать, что чувства и поведение можно и нужно разделить. Например, наш собеседник в ярости. Он имеет право испытывать именно это состояние (чувство), но ломать стекла, стулья и т.д. (поведение) он права НЕ имеет. То есть важно научиться понимать свои и чужие эмоциональные состояния и корректно их выражать.
А может, не надо выражать?
Если человек не может выразить эмоции, его опыт не пережит. Часто это приводит не только к накопленному негативу в сегодняшней и ближайшей перспективе, но и к зацикливанию на чувствах, инфантильность в течение всей жизни и т.д. Иными словами, подавленные, невыраженные и непризнанные чувства - серьезное отягощающее обстоятельство на всю дальнейшую жизнь..
Соответственно, выражение и принятие чувств - возможности для переживания опыта, самопознания и т.д.
Надо признать, что верить в чужие чувства нам не всегда хочется, а тем более принимать их. Гораздо легче и привычнее проигнорировать или отвергнуть ("да ерунда все это!"), прочитать нотации и т.д. Однако едва ли это принесет добрый и полезные результаты.
Важно также понимать следующее: ПРИЗНАНИЕ и ПРИНЯТИЕ чувств другого совершенно НЕ означает согласие с ними!!!!! То есть вы просто даете ему право действительно быть расстроенным из-за произошедшего события. ДАЕТЕ ЕМУ ПРАВО!! При это для вас это по-прежнему может быть ерундой!
Почему так происходит?
Ведь каждый видит одну и ту же ситуацию совершенно по-своему!!!
Поэтому одно и то же явление вызывает многогранный спектр эмоций! Вспомните задание Друдлы и другие примеры дивергентного мышления! Так и тут: для кого-то эта ситуация не стОит выеденного яйца, а для кого-то - еще как стОит "выеденного мозга".
Потому что каждый смотрит со своего полета. И концентрируется на (своём) "главном"
И важно НЕ выравнивать человека, его чувства и впечатления под себя. Даже из самых лучших побуждений!
Я - художник! Я так вижу!
Ведь мы прекрасно понимаем, что даже у людей различных профессий наблюдаются СВОИ представления об идеальной работе, прекрасном отдыхе и т.д. НАс ведь не смущает, что кому-то нравится рыбалка, а кому-то - показ мод. А ведь совершенно логично, что эти люди будут испытывать совершенно разные ЧУВСТВА на основе одной и той же ситуации.
Более того, каждый видит одно и то же явление совершенно по-разному
Да что там "явление", иногда и слово-то одно и то же трактуется совершенно иначе:
А дети!!! Для них любая "ерунда" - это конец света!! Потому что они действительно так видят и именно в это верят! Вспомните себя и/ или своих знакомых! У кого-то точно была В САДИКЕ была "семья и работа!". Мы верили, что игрушки оживают, а куличики из песка - самые настоящие. Поэтому какая тут может быть "ерунда"?!?! Вы что? Настоящий конец света!
Почти каждый объект воспринимается ребенком по-своему! Поэтому вы кощунственно выкинули совершенно НЕ коробку!!! А боинг!! Настоящий самолет!! Как вы могли? Разве это - не повод пореветь? Так вы еще и спорите, не понимаете и т.д.! Двойная катастрофа!!!!!
А меч? Куда вы дети лечи меч? Какая туалетная бумага? Какой "мусор"? Да вы в своем уме вообще? Боевое оружие пропало!
Беспорядок? Кто-то бестолковый - это да, а в комнате царит ПОЛНЫЙ порядок!! ПОЛНЫЙ приключений и игры! Смотрите внимательнее, неужели не видно???
Поэтому давайте договоримся: КАЖДЫЙ имеет право на СВОЁ видение ситуации. На СВОИ чувства по этому поводу и т.д. НО! Их выражение должно быть грамотным и корректным - без вреда для окружающих. И будет всем счастье!
Что мы делаем ВМЕСТО того, чтобы ПРИНЯТЬ чувства другого?
Вот типовые ошибки, которые мы склонны допускать. Давайте разберем их по порядку и посмотрим, чем чревата каждая реакция.
Отрицание
В данном случае МЫ не видим проблемы или просто хотим "Переключить" человека, поэтому начинаем отрицать либо саму проблему, либо степень ее значимости. Отсюда эти "Ой, ерунда!", "Хватит убиваться из-за пустяков!" и т.д. Проблема в том, что человек УЖЕ видит ситуацию именно так, значит, проблема априори есть! Только теперь, вместо того, чтобы думать о том, как найти выход из положения, наш собеседник вынужден еще и доказывать, что это действительно важно для него. Он говорит: "я расстроен", а вы ему: "НЕТ, этого не может быть!". Но это уже случилось, он уже печален!! Дайте ему возможность НЕ спорить с вами, доказывая, что он правда в тоске!!!
Даже если вы переключили человека с ситуации, думаете, это приведет к чему-то хорошему? И проблема останется НЕ решенной, и новые негативные эмоции не замедлят появиться...
Так что первая ошибка звучит так: "Все это - пустяки! Ерунда!" и т.д.
Потому что это НЕ работает!
Философствование
Выражается в "мудрствовании суровом", когда вместо признания чувств человек получает помесь из нотаций, "многозначительных" мыслей и сомнительных убеждений. у
Это поможет только говорящему немного возвыситься в своих глазах (дескать, такой он чудный и мудрый философ).
Советы
Итак, человек испытывает определенные эмоции. В ДАННЫЙ МОМЕНТ ему нужно их выразить. ПОСЛЕ этого он сможет начать искать и реализовывать какое-то решение. Но СЕЙЧАС ему нужно, чтобы его чувства были выражены и признаны. А мы тут обрушиваемся со своими советами. СЕЙЧАС человек не готов воспринимать краткий перечень пунктов, которые ему необходимо срочно воплотить в жизнь.
Кроме того, рекомендации в готовом виде заменяют внутреннюю способность человека думать и принимать решения.
Вопросы
Вы представляете, человек сейчас испытывает определенные чувства. И тут... сталкивается с необходимостью придумывать какое-то логическое объяснение в ответ на вал вопросов.
А дети!! Они должны сесть на стульчик и объяснить вам, что испытывают комплекс этих переживаний в результате возникшего когнитивного диссонанса, вызванного состоянием внутрисемейных отношений???
Поэтому если кто-то огорчен, давайте не будем прямо в эту минуту торжественно вопрошать о смысле жизни и заваливать собеседника вопросами.
Потому что иначе он не сможет выразить свои эмоции, они будут копить, а потом выльются далеко НЕ в такую футболку, а вот что-то очень негативное:
Защита другой стороны
Собеседник поделился с нами переживаниями, а мы (разумеется, чтобы успокоить его) тут же занимаем противоположную сторону!
Справедливая реакция: "Почему КОГО-ТО вы можете понять, а меня- нет"??? При этом всегда можно найти способ признать чувства нашего собеседника и БЕЗ обвинений, и без защиты другой стороны.
Потому что иначе эмоции будут подавлены.
Жалость
Обратная крайность - это жалость, которая укрепляет мысль о том, что кто-то - неудачник.
Вряд ли после таких жалостливых соболезнований наш собеседник решится на что-то
Психоанализ
Порой в ответ на рассказ о ситуации мы слышим любительский психоанализ:
Реакция вполне закономерна. Кто-то успокоился?? Едва ли:
Как быть?
Все довольно просто
Расширенный вариант выглядит примерно так:
Зачем это нужно: