Критерии творчества

25

БАЗОВЫЕ критерии творчества

Сегодня познакомимся с теми критериями творчества, которые традиционно выделяются специалистами. базовых - ровно 3:

  •  беглость,
  •  гибкость,
  •  оригинальность

Для того чтобы познакомиться с ними, за 5 минут дорисуйте  "нижерасположившиеся" круги до каких-либо рисунков.

Рисунок20

А теперь оцените себя  по следующим критериям

1. Беглость - количество геометрических фигур, которые Вы додумали и дорисовали за определенный промежуток времени.  Сколько фигур получилось дорисовать?

 2. Гибкость – это спектр тех областей, к которым принадлежат разработанные Вами идеи. Например, если все дорисованные кружочки будут представлять собой исключительно растения (ромашка, одуванчик, роза и т.д.), то гибкость в данном случае НЕ будет высокой.

Показатель гибкости проявляется в классовой принадлежности дорисованных объектов. Скажем, одно растение, одно животное, одно небесное тело, один географический объект, один вид одежды, один материал, одно изобретение и т.д. Насколько различны  те объекты, которые Вы изобразили?

3. В свою очередь, оригинальность – это уровень нестандартности и уникальности предложений. Посудите сами. Даже класс объектов «Растение» может быть представлен абсолютно по-разному. Так, кружок может быть дорисован до простого и очевидного цветка, а может быть превращен в какого-то замысловатого представителя флоры. Небесные светила: неужели Солнце? Животные: человек: типичный смайлик? И т.д.

Если у Вас есть такая возможность, попросите своих знакомых дорисовать аналогичные кружки. И тогда Вы сможете выявить степень оригинальности относительно конкретной группы. Сколько вариантов у Вас НЕ повторились? Если слишком много повторов, не отчаивайтесь, взгляните творчески: сколько общего есть у вас!

27

Таким образом, БАЗОВЫЕ  критерии творчества можно представить следующим образом:

26

2

 Вот вам еще задачка из сети Интернет. Есть 3 круга.

иипаип — копия

Как сделать из них два, не стирая эти с лица земли (листа)? Попробуйте сначала сами!! А вот варианта из той же сети, которая "Интернет":

28

2Д: Думать дальше

А теперь, коль скоро мы уже знакомы с Психологической инерцией и Принципами творчества, давайте ДУМАТЬ ДАЛЬШЕ! Возьмем те же самые кружочки, а точнее один кружок. На что он похож? Давайте действовать по "трехшаговой схеме".

1copy

Шаг 1. Настраиваемся на ТВОРЧЕСТВО

Шаг 2. Выявляем психологические инертные ответы: кружок похож на солнышко, мячик, яблоко, пуговицу и прочие округлые и очевидные (уж простите) штуковины. Всё, отбросили и забыли.

Шаг 3. Думаем, на что НЕ похож кружок? Допустим, на гепарда, гвоздь, нож, песню, дуб и т.д.

А теперь - самое интересное!!! Как сделать так, что наш круг СТАЛ похож на них!! С помощью каких логических, творческих и ассоциативных взаимосвязей????

Подумайте сначала сами!!! Составьте список своих вариантов, как сделать (придумать) так, чтобы гепард и остальные стали похожими на кружок? Вот мои варианты:

  • Гепард: - гепард-акробат выполняет в прыжке кувырок, по форме напоминающий круг. или это - глаз гепарда...
  • Гвоздь: вид круглой шапки гвоздя сверху. А может,  круглая дырка, оставленная гвоздем (с запиской «Здесь был гвоздь»)
  • Нож: вид ручки ножа снизу, с торца (в виде круга). Или  круглый нож для консерв. А может,  круглая прорезь, оставленная ножом (научился у гвоздя, вот ведь "дурной пример")
  • Песня: кружок «Песни и пляски» как вид деятельности в рамках дополнительного образования детей? Или  песня, в рамках которой участники поют по кругу? А может, просто известная композиция  «Встаньте в круг
  • Дуб: вид круглой кроны дуба с высоты? Или  круглый дуб в виде печального пня?  А может, дуб, находящийся в стадии маленького круглого желудя?

Иными словами, с помощью логики (какой-никакой) и ассоциаций у нас получилось связать изначально НЕпохожие объекты с исходной фигурой! Ура!

Рисунок56

и чтобы не забыть:

Рисунок51

29

 

10541710-R3L8T8D-440-15copy

И вот еще примеры "Дивергентного множества вариантов": eZrRUkgFW6U

ghjt_EFrDRw

Комментарии закрыты.