БАЗОВЫЕ критерии творчества
Сегодня познакомимся с теми критериями творчества, которые традиционно выделяются специалистами. базовых - ровно 3:
- беглость,
- гибкость,
- оригинальность
Для того чтобы познакомиться с ними, за 5 минут дорисуйте "нижерасположившиеся" круги до каких-либо рисунков.
А теперь оцените себя по следующим критериям
1. Беглость - количество геометрических фигур, которые Вы додумали и дорисовали за определенный промежуток времени. Сколько фигур получилось дорисовать?
2. Гибкость – это спектр тех областей, к которым принадлежат разработанные Вами идеи. Например, если все дорисованные кружочки будут представлять собой исключительно растения (ромашка, одуванчик, роза и т.д.), то гибкость в данном случае НЕ будет высокой.
Показатель гибкости проявляется в классовой принадлежности дорисованных объектов. Скажем, одно растение, одно животное, одно небесное тело, один географический объект, один вид одежды, один материал, одно изобретение и т.д. Насколько различны те объекты, которые Вы изобразили?
3. В свою очередь, оригинальность – это уровень нестандартности и уникальности предложений. Посудите сами. Даже класс объектов «Растение» может быть представлен абсолютно по-разному. Так, кружок может быть дорисован до простого и очевидного цветка, а может быть превращен в какого-то замысловатого представителя флоры. Небесные светила: неужели Солнце? Животные: человек: типичный смайлик? И т.д.
Если у Вас есть такая возможность, попросите своих знакомых дорисовать аналогичные кружки. И тогда Вы сможете выявить степень оригинальности относительно конкретной группы. Сколько вариантов у Вас НЕ повторились? Если слишком много повторов, не отчаивайтесь, взгляните творчески: сколько общего есть у вас!
Таким образом, БАЗОВЫЕ критерии творчества можно представить следующим образом:
Вот вам еще задачка из сети Интернет. Есть 3 круга.
Как сделать из них два, не стирая эти с лица земли (листа)? Попробуйте сначала сами!! А вот варианта из той же сети, которая "Интернет":
2Д: Думать дальше
А теперь, коль скоро мы уже знакомы с Психологической инерцией и Принципами творчества, давайте ДУМАТЬ ДАЛЬШЕ! Возьмем те же самые кружочки, а точнее один кружок. На что он похож? Давайте действовать по "трехшаговой схеме".
Шаг 1. Настраиваемся на ТВОРЧЕСТВО
Шаг 2. Выявляем психологические инертные ответы: кружок похож на солнышко, мячик, яблоко, пуговицу и прочие округлые и очевидные (уж простите) штуковины. Всё, отбросили и забыли.
Шаг 3. Думаем, на что НЕ похож кружок? Допустим, на гепарда, гвоздь, нож, песню, дуб и т.д.
А теперь - самое интересное!!! Как сделать так, что наш круг СТАЛ похож на них!! С помощью каких логических, творческих и ассоциативных взаимосвязей????
Подумайте сначала сами!!! Составьте список своих вариантов, как сделать (придумать) так, чтобы гепард и остальные стали похожими на кружок? Вот мои варианты:
- Гепард: - гепард-акробат выполняет в прыжке кувырок, по форме напоминающий круг. или это - глаз гепарда...
- Гвоздь: вид круглой шапки гвоздя сверху. А может, круглая дырка, оставленная гвоздем (с запиской «Здесь был гвоздь»)
- Нож: вид ручки ножа снизу, с торца (в виде круга). Или круглый нож для консерв. А может, круглая прорезь, оставленная ножом (научился у гвоздя, вот ведь "дурной пример")
- Песня: кружок «Песни и пляски» как вид деятельности в рамках дополнительного образования детей? Или песня, в рамках которой участники поют по кругу? А может, просто известная композиция «Встаньте в круг!»
- Дуб: вид круглой кроны дуба с высоты? Или круглый дуб в виде печального пня? А может, дуб, находящийся в стадии маленького круглого желудя?
Иными словами, с помощью логики (какой-никакой) и ассоциаций у нас получилось связать изначально НЕпохожие объекты с исходной фигурой! Ура!
и чтобы не забыть: