Настрой-ка! Принципы творчества

СВЕРКА ЧАСОВЫХ ПОЯСОВ

Источник: “Творческое развитие интеллекта (самопутеводитель для личности)” Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В. под редакцией И.А.Добренко, А.А.Потапчук

Прежде чем приступить непосредственно к заданиям, необходимо “сверить часы”, то есть обсудить общие установки и принципы работы с творческими задачами.

Рисунок22

 

Принцип «2Д: Думать Дальше»

Что мы можем сказать, к примеру, о тарелках, если постараемся увидеть множество вариантов трактовки и применения данного понятия?

Так, тарелки бывают не только фарфоровыми, но также своими и “не своими” (имеется в виду фразеологизм «Не в своей тарелке»). На них можно играть в музыкальной группе (тарелки как ударный музыкальный инструмент), а с помощью специальных “тарелок” можно играть в фрисби. Но летать тарелки могут не только в игре, но и в космосе и т.д.

Таким образом, к одному-единственному слову мы смогли найти множество трактовок. Это называется «дивергентное мышление» - такой тип мышления, при котором человек способен придумать и увидеть огромное количество возможных вариантов развития событий. Ведь в жизни не всегда срабатывает план «А» - лучше иметь про запас план «Б», а также другие буквы алфавита.

9

Поэтому важно, чтобы мы не останавливались на уже известном решении или первом придуманном ответе, а всегда старались разработать альтернативы, увидеть вопрос в его многообразии, то есть выполняли правило «2Д» - думали дальше, активизируя и развивая свое дивергентное мышление (кстати, тоже на “Д”).

Мы с детства привыкли, что «без окошек, без дверей, полна горница людей», - это, конечно, огурец. Но если включить кнопочку «Дивергентное мышление» и начать Думать Дальше, то можно придумать множество других вариантов ответа, подходящих под исходную загадку. Где еще нет ни окон, ни дверей, но много-много чего-то (ведь «люди» - метафора в рамках данной загадки)?

Как правило, первым делом в голову приходят кабачки, арбузы и прочие съедобные объекты. Все верно, но в качестве следующего шага мы можем придумать «непродуктовые ответы». Это и книга, и пробирка, и капсула, и человеческий организм, и… Вариантов бесконечное множество! Просто начните творить!

Рисунок23

Принцип «Творческой экспертизы»

Важно понимать, что творческое задание характеризуется отсутствием "ТОЛЬКОТАК!" правильного или же "ВСЕНЕТАК!" неверного ответа. Да, мы можем придумать более (или менее) удачные / интересные / реалистичные / фантазийные / подходящие / эффективные / трогательные и т.д. варианты решений! Но при этом невозможно оснастить творческие ответы категорическими ярлыками «+» или «-». творчество - НЕ место для критики!

Таким образом, каждое придуманное решение (разумеется, в пределах норм нравственности) имеет право на существование.

Рисунок24

Любое творческое задание характеризуется отсутствием однозначно правильного или совершенно неверного ответа.
Решения творческих задач могут быть более (или менее) удачные / интересные /реалистичные / фантазийные / подходящие / эффективные / трогательные и т.д.

Конечно, важно регулярно проводить самоанализ своих идей, выделять плюсы и минусы каждого предложенного ответа. И постараться избегать соблазнов со стороны ПсихологическойИнерции. Но! Коль скоро мы говорим о творчестве, экспертиза предложенных идей должна быть не менее творческой.

9001360-R3L8T8D-650-10

Например, для того чтобы проанализировать свои идеи, можно “примерить” разные роли. Так, первым делом оценить каждую идею с позиции добра и положительного результата от ее реализации, “надев”, таким образом, роль “Добряка”. Далее примерить роль "Зануды" “Аналитика” и проанализировать эти же идеи на предмет их реалистичности и возможности воплощения. После этого в силу вступает “Сказочник”, который старается найти и отметить в каждом решении нечто волшебное и фантастичное. Также можно задуматься, в какой роли было более комфортно, а в какой – менее; почему важны и нужны разные роли; с проявлениями каких ролей сталкиваемся наиболее часто и т.д.

Рисунок25

Все предложенные идеи могут считаться успешными,
исходя их различных критериев и точек зрения

Далее можно оценить свои варианты решения задачи с позиций разных героев. Так, Деду больше понравится одна конструкция приспособления, способного выудить овощ из недр земли, а самой Репке - совершенно другое решение этого же вопроса. Кто из них прав? Очевидно, что оба! Кстати, про Репку :)  Айболит выступит сторонником одних методов лечения, а его пациенты – других, например, чуть менее горьких и с ягодкой на верхушке.

Рисунок1

Важно, чтобы мы могли проявить должный уровень эмпатии – постарались понять мысли и чувства героев / людей / объектов и т.д., после чего с их (совершенно различных) точек зрения оценивали свое решение.

Данный подход к оценке предложенных решений позволит достичь следующих основных целей:

  • развить дивергентное мышление,
  • снизить страх получения оценки при подведении итогов,
  • сформировать привычку самоанализа и самооценки (вместо ориентации на внешнее признание),
  • повысить мотивацию и творческую активность личности,
  • расширить ролевые модели поведения,
  • сформировать ценностные установки на многообразие точек зрения и права каждого иметь свою и т.д.

Даже не будем писать о том, что если попробовать оценить значение данного задания с позиции различных героев, можно привести еще множество (возможно, даже противоречивых) целей выполнения упражнения.

Снимок9

3. Принцип взаимосвязей

Для комплексного развития важно научиться проводить параллели и устанавливать взаимосвязи. Это достигается путем организации постоянной работы мозга (желательно, в игровой и добровольной форме): игра со словами, поиск общностей, подбор ассоциаций и аналогий и т.д.

Чем больше взаимосвязей вы сможете установить между объектами и явлениями, тем больше корреляций образуются в головном мозгу, что неизбежно приведет к успешному развитию.

Кроме того, проведение аналогий и ассоциаций – верный способ научиться самостоятельно придумывать идеи и находить решения. Регулярные тренировки приводят к следующему: увиденный объект / прочитанный абзац становятся своеобразным толчком к созданию идеи - тем самым "яблоком", так своевременно приземлившимся на голову. Так, увидев муравейник, Вы сможете заметить нечто, что на основе аналогий и ассоциаций подтолкнет Вас к решению имеющейся проблемы.

12

По тому же принципу Вы можете приступить к решению поставленной творческой задачи. Например, необходимо придумать как можно больше идей, для реализации которых, согласно условию, разрешается использовать исключительно «пояс». Как будет действовать творчески подкованный человек? В своем мозгу он сразу же установит взаимосвязи, представив «пояс» в виде множества трактовок: пояс как кушак, пояс астероидов, пояс верности, часовые пояса, распоясаться, заткнуть за пояс и т.д.

Очевидно, что при таком понимании слова можно предложить огромное количество различных решений исходной творческой задачи, при этом соблюдая заданное ограничение в ресурсах – используя только пояс (но во множестве вариантов понимания). Потренируйтесь!!!

Рисунок27

4. Принцип одной буквы

При создании идей / героев / сюжетов и т.д. рекомендуется соблюдать схему: «характеристика + наименование + имя», подобранные на одну и ту же букву. Например, громогласный (характеристика) гиббон (наименование) Гавриил Гарольдович (имя и отчество).

Важно понимать, что в процессе реализации данного принципа происходит развитие речи и кругозора. Ведь для того чтобы разработать требуемую связку на определенную букву, необходимо значительно расширить свой кругозор, а вместе с ним и словарный запас (особенно при желании подбирать максимально необычные примеры).

Это побуждает искать неизвестные нам ранее:
- растения, живые существа (эхинококк, индри и др.),
- характеристики (экзальтированный, импозантный и т.д.),
- а также имена (Эфиальт, Иннокентий и др.).

Не трудно догадаться, что в результате подобных происков
могут получиться следующие комбинации:
- «экзальтированный эхинококк Эфиальт»,
- «импозантный индри Иннокентий» и другие.

Возможно, без соблюдения принципа одной буквы, мы еще не скоро узнали бы,
кто такой индри, почему он импозантный, а также как зовут экзальтированного эхинококка, а героям было бы обидно. Так, со временем, место Енота – наиболее популярного героя на букву «Е» - займет хотя бы Ехидна, а то и сам Единорог.

Кроме того, значительно лучше запоминается эмоционально окрашенная и значимая для человека информация. Следовательно, для того чтобы мы могли не просто распознавать выражения, но и включили их в свой активный словарный запас, рекомендуется «обыграть» новые слова, включив их в некий сюжет. Это можно сделать, например, путем установления связи между новой характеристикой и придуманным (а лучше даже иллюстрированным) героем. Иными слова, если мы не просто прочитаем или услышим новое слово, а составим с ним предложение, интегрируем в сюжет, иллюстрируем, то не только намного лучше поймем смысл выражения, но и научимся применять его в обычной речи.

Ведь Елейная ехидна Евдокия Елисеевна запомнится намного лучше, чем обезличенная, непонятная и какая-то неприкаянная «елейность».

Рисунок28

Принцип одной буквы побуждает искать неизвестные нам ранее наименования растений, живых существ, характеристики и имена

Следующая цель принципа одной буквы – развитие мышления: необходимо мыслить творчески, но в определенных рамках. В нашем случае роль подобных рамок выполняет общая схема разработки героя: «характеристика + наименование + имя», а также определение конкретной буквы.

С одной стороны, это несколько ограничивает творческий полет мысли, но с другой, является отправной точкой идеи. Ведь часто мы поставлены в условия, в которых вынуждены "придумать кого-нибудь интересного". А как же это сделать? Иными словами, придумать что-то новое порой легче не «с нуля», а при наличии исходной фабулы, от которой можно оттолкнуться. Так, мы придумываем уже не «того, не знаю, кого», а кого-то Довольно Доверчивого (разумеется, на букву «Д»).

11174060-R3L8T8D-650-DPoh6vOhALo

5. «Принцип списков»

Данный принцип подразумевает составление и ведение тематических списков, оформленных в виде тетрадей / разработанных документов / блокнотов / стикеров на холодильнике / записок в ящике стола и т.д.

Например, можно разработать совместно «Кодекс творческой личности» – некий свод правил и принципов творчества. Другой пример - «Дневник творчества» - место консолидации идей, наблюдений и размышлений, которые можно оформить в конкретные разделы. Например, увидев рекламу по пути домой, Вы придумаете идею, записать которую сможете в свой Дневник творчества, раздел «Попутное». Можно вести соответствующие блоги или страницы в социальных сетях. И записывать в них свои примеры реализации ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСТВА!! Или преобразования СКАЗОК!!!!

10541010-R3L8T8D-440-14copy

Перефразируя «принцип одной буквы» в «принцип одной цифры», можно привести 5 основных причин, почему важен принцип № 5 – иными словами, почему полезно записывать свои мысли.

  1. Во-первых, это позволяет запомнить удачные решения, так как незафиксированная мысль часто забывается.
  2. Во-вторых, это дает возможность вернуться к идее спустя время, чтобы взглянуть на нее с высоты приобретенного опыта и придумать на ее основе новые решения.
  3. В качестве третьего аргумента можно привести тот факт, что изображение слов в письменном виде позволяет задействовать тактильный и визуальный каналы восприятия, зрительно-моторную память, а также активизировать игру слов.
  4. В-четвертых, это приучает человека мыслить системно и структурировать свои идеи.
  5. Пятая причина актуальности записывания мыслей была выявлена и определена, но впоследствии утеряна, так как вовремя не подверглась фиксации.

Рисунок29

Таким образом, данный принцип учит нас работать с информацией (анализировать и структурировать ее), быть более внимательным к окружающему миру и постоянно активизировать свое мышление, что не может не привести к комплексному развитию личности. Кроме того, анализ своих списков спустя какое-то время позволит проследить собственное развитие в динамике. А фиксация мыслей, ставшая со временем привычкой, приведет к увеличению количества и улучшению качества придуманных идей. Вы можете оформлять их в виде ДВЕРЕЙ.

6. Принцип повсеместности

Важно всегда быть творческой личностью и использовать время с пользой: даже по дороге домой / в очереди и т.д. На этом сайте представлено множество упражнений именно для этого!!!!!

У вас УЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!!!!!

Комментарии закрыты.