Аналогии как фундамент творческого мышления
Значение. Основой творчества являются аналогии и ассоциации как проявление умения видеть и устанавливать ВЗАИМОСВЯЗИ! Кроме того, аналогии являются отличным методом развития мышления. Когда мы смотрим на какой-то объект и понимаем, что это - стол, в нашем головном мозгу начинает усиленно работать затылочная доля. Однако как только мы начинаем думать дальше (размышлять, на что еще похож этот стол, как по-другому можно его использовать и т.д.), у нас активизируются и другие отделы головного мозга, а также взаимосвязи между ними.
Получается, что проведение аналогий и установление взаимосвязей - верный способ активизации долей головного мозга, отвечающих за мышление, настроение и др.
Но при этом сама работа с аналогиями может строиться различным способом. Так, мы можем оказаться в плену у коварной психологической инерции и подбирать куцые и очевидные аналогии. А можем пойти "думать дальше" и подобрать спектр нестандартных аналогий и объяснений, как уже однажды сотворили с кружочком.
Упражнение. Аналогии с героем
Чтобы активизировать свой мозг, а также повысить скорость мышления и поиска взаимосвязей, старайтесь чаще проводить аналогии и устанавливать эти самые взаимосвязи. Попался на глаза какой-то предмет или материал? отлично!! Аналогии как самопознание!! Подумайте:
- на что он похож,
- как его свойства можно связать с Вами?
- как этот объект можно использовать по-другому и т.д.
Попробуйте к одному и тому же объекту подбирать максимальное количество аналогий. кстати, это позволит скрасить время в пробке / очереди и т.д. Давайте потренируемся. Посмотрите на рисунок и найдите как можно больше необычных вариантов ответа на вопрос: «На что похож герой?».
На что же он похож? Кстати! Раз вы все равно о нем думаете, придумайте уж ему имя и характеристику (разумеется, на одну букву), а то ходит безымянный, печалится. Итак, персонаж с картинки может напомнить нам грушу, лампочку, циклопа и т.д. НО! Постарайтесь сделать свои ответы-аналогии еще интересней! Для этого можно просто закодировать свои варианты. Так «циклоп» превратится в «одноглазого героя мифов» и т.д. Вместо сухого ответа "груша" можно сказать «съедобная лампочка» (по аналогии с загадкой о лампочке: «висит груша, нельзя скушать») и т.д. А еще герой напоминает «дом для небольших насекомых, которые создают полезный продукт, так любимый Винни Пухом», «место, где можно найти тех, с кем сравнивают усердных тружеников».
Аналогии в окружающей реальности
Данное задание можно экстраполировать на сферу обычной жизни. Постарайтесь сегодня внимательно смотреть по сторонам и искать объекты, схожие с героем.
Это позволит вам быть внимательнее, видеть невидимое, замечать, постоянно проводить взаимосвязи и фантазировать. И ваш Мир станет чуточку удивительнее!!!
Так, уличный фонарь может напомнить рисунок своей овальной формой
Увиденная машина, у которой светится только одна фара, может выступить в качестве аналогии к единственному глазу персонажа и т.д.
А может, в своих аналогиях и любопытстве вы зайдете дальше и узнаете вот что
Похожи ведь, правда же? Попробуйте поискать в окружающей реальности буквы!! И "обыденные чудеса")
Подбор аналогий методом "наоборот"
А еще вы можете подойти к выполнению задания "с тыла" и сделать всё "наоборот". Смотрите. До этого "первичным" был герой, ведь мы размышляли, на что ОН похож, какие объекты ОН нам напоминает и т.д. А теперь выберите любое случайное слово и подумайте, какие взаимосвязи можете установить между ним и исходным героем?
То есть в данном случае вам уже не отвертеться от "случайного" объекта и чрезвычайно найти или придумать взаимосвязь ОБЪЕКТА со странным героем. (То есть теперь на первый план выходит этот самый "случайный объект").
Предположим, вы как раз направлялись куда-то и вот только что миновали вывеску БАНК. Разумеется, сразу решили в качестве случайного слова выбрать именно "банк". Таким образом, вам необходимо провести аналогии между одноглазым персонажем и банком.
Очень важно: помните, вы развиваете творческое мышление, поэтому смело играйте словами, фантазируйте и т.д. Вообразим, что первым делом вы немного скорректировали падежную форму объекта и превратила "банк" в "банку". на каком основании? Посудите сами: ведь родительный падеж слова «банк» (Нет чего? Банка) совпадает с формой именительного падежа существительного «банка» (Что? Банка). Так что теперь нам можно радостно приступать к анализу модифицированного случайного объекта «банка», выявляя схожесть с героем.
Первый признак – форма: и банка, и герой имеют округлые формы. Следующий признак –ассоциативное восприятие: банка может ассоциироваться с любимым вареньем, в свою очередь, герой может вызывать добрые чувства. Также можно выделить такой аспект, как схожесть в количестве подсистем: у системы «банка», как правило, всего одна подсистема «крышка», и у героя наблюдается всего один глаз. Приведенные аналогии удобно представить в виде следующей таблицы.
Это может подтолкнуть Вас с разработке новой идеи. Наличие у банки всего одной подсистемы «крышка» значительно усложняет процесс извлечения со дна остатков наполнения емкости. Выявленная проблема может подтолкнуть к проектированию или поиску модели банки с двумя крышками, расположенными по обеим сторонам цилиндра: когда содержимое банки заканчивается, необходимо просто перевернуть ее и воспользоваться второй крышкой, снова оказавшись лицом к лицу к варенью. мы рассматривали этот пример в контексте приема ОБЪЕДИНЕНИЕ.
Чтобы не забыть данную идею, и при этом не слишком сильно отвлечься от задания, можно записать ее в Дневник творчества (для этого-то он и нужен).
Вишня
Сначала - вопрос:
Для ответа на этот бессмысленный вопрос, нам важно вспомнить, что объекты могут быть схожими по форме, цвету, функции, вызываемым эмоциям, ассоциациям и т.д. Рассмотрим на примере. Предположим, в качестве исходного объекта была выбрана вишня. Что дальше? Ищем сходства и взаимосвязи ПО СПЕКТРУ КРИТЕРИЕВ!!!!!
Так, вишня схожа с Красной шапочкой по цветовой гамме, а с Луной – по форме. Так же, как карандаш и ноги человека, вишня оставляет следы, если есть ее неаккуратно и случайно уронить откусанную сочную ягодку на любимую белую рубашку. Траектория падения с вишневого дерева осенних листьев может напомнить увиденных в цирке акробатов. Кроме того, замедленное падение этих листочков может вызвать аналогию с восприятием скорости движения эскалатора в метро учеником, опаздывающим на урок физики. Эмоции, которые вызывает съеденная ягодка вишни, могут привести к аналогии с восприятием путешествия на самолете и т.д. Аналогии, а также свойства, на основе которых они выделяются, наглядней и удобней оформлять в виде таблицы. Примерно так:
Получается, что общего между Красной шапочкой и Луной? ВИШНЯ! :) Ура!
Выводы:
- - проводя аналогии и устанавливая взаимосвязи, мы развиваем МОЗГ!
- - важно использовать каждую минуточку для творчества и фантазии. для этого можно проводить аналогии между объектами, искать и/или придумывать схожести и т.д.,
- - аналогии можно провести по спектру критериев: по цвету, форме, ассоциациям, скорости движения и т.д. и каждому критерию будет соответствовать своя аналогия! получится такой комплексный подход!
Когда вы наполните свой мир взаимосвязями, он станет еще более удивительным и радостным!!!!
А еще аналогии можно использовать для самопознания. И, конечно, аналогии в буквах!!! А вот примеры непрофильного использования объектов на основе аналогий: