Аналогии и самопознание

Аналогии и самопознание

Источник: “Творческое развитие интеллекта (самопутеводитель для личности)” Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В. под редакцией И.А.Добренко, А.А.Потапчук

Аналогии, уже рассмотренные  в общем виде, можно использовать и как технику  самопознания. Так, попробуйте для начала представить или даже изобразить себя в виде различных объектов:

  • Я (то есть вы) - животное
    (какому животному (не) повезло быть схожим с Вами)
  • Я - картина
    (существующая? или в проекте пока только название?)
  • Я - ключ
    (как вы трактуете это слово-омоним? ведь "Ключ" имеет столько значений!)
  • Я - ЛИНИЯ
    (какой линией вы изобразите себя?) и т.д.

Таким образом,  задание предполагает составление автопортрета из объектов окружающего мира, что становится возможным на основе самопознания и проведения аналогий: по внешним признакам, по значению и т.д.

 Попробуйте! Вам будет интересно узнать, как Вы сами  себя воспринимаете, с кем ассоциируете и т.д. А если еще получится допросить на эту тему своих Близких, получится еще и сравнительный анализ восприятия!

Если вам хочется как-то обобщить и увековечить приведенные аналогии, можете оформить их в виде герба, животные, растения, орнаменты которого так или иначе отображают Вашу личность. Это позволит Вам потренироваться в подборе аналогий,  активизировать процесс самоанализа, развить навыки рефлексии и просто удивить(ся).

Вопросы для само проверки познания

Теперь немного расширим данное задание, добавив в него чуточку остроумия. Первым делом заполучите базовый  список вопросов. Вы можете написать его самостоятельно / попросить кого-то из знакомых или даже прохожих / воспользоваться приведенным ниже списком / еще "дивергентное множество" вариантов. После того как список составлен, придумайте максимально необычные варианты ответов. Важно: придуманные варианты могут сначала казаться странными / глупыми / смешными /  несуразными и т.д. И пусть! Главное – чтобы они не были банальными.

Рисунок45

Рисунок46

Рисунок47

Кстати! Данное задание интересно проводить в небольшой компании, когда каждый из присутствующих письменно и анонимно отвечает на  первоначальные вопросы, после чего листочки с ответами собираются, перемешиваются и по очереди зачитываются, а задача окружающих – угадать, кто написал о себе такое.

То есть задача всех собравшихся -  после каждого прочитанного отрывка постараться угадать автора, причем как можно с меньшим количеством попыток. Вы, конечно, потренируетесь заранее, поэтому ваши ответы будут поражать своей оригинальностью. Кроме того, Вы научитесь остроумно отвечать на не всегда корректные вопросы. После такой командной работы можно будет вдоволь поразмышлять на следующие темы: Какие  ответы  ассоциировали со мной? Быстро ли угадали мое авторство?  Как реагировали? Если меня путали, то с кем? Неужели мы и правда похожи? А с кем мы близки по духу, судя по этим ответам? И т.д.

78

«Материальный». Аналогии

Чтобы потренироваться, давайте представим ситуацию, что Вы ждете чего-то (не)важного, и хотите провести время с пользой. Оглянитесь вокруг. Какие объекты, в частности, материалы Вы видите? Выделите свойства каждого, а также ассоциации, которые он вызывает. Установите взаимосвязи между каждым материалом и Вашей личностью

Шаг 1. Сусеки. Поскребите по сусекам, заявленным в названии данного шага! Оглядитесь вокруг, поройтесь в (своих) карманах, поворошите фантазию (а вот тут можно и чужую) и т.д. Ваша задача -  и раздобыть или вообразить себе объекты, различные по своим материалам и свойствам.

Конечно, лучше, если эти объекты вы сможете потрогать, но если нет, не беда! Ведь Вы в любой момент можете «прикоснуться к прекрасному» в своем воображении!

Пример объектов: шерстяная нить, квадрат фольги, шуршащий фантик, стеклянная пробирка, резиновые перчатки, мячик для игры в настольный теннис, кусок бархата и т.д.

Шаг 2. Анализ. Проанализируйте  каждое "нечто" и опишите этот объект несколькими словами.

Пример. Объект: шерстяная нитка. Характеристика: теплая, но колючая

Шаг 3.Рефлексия. А теперь свяжите выделенные свойства каждого объекта с качествами своего характера. Это можно сделать посредством проведения аналогий.

Пример: Исходный объект: шерстяная нитка. Выделенная характеристика: теплая, но колючая. Рефлексия, взаимосвязь с самим собой: "мне свойственны доброта и теплое отношение к людям, однако время от времени я бываю колючим".

Так, стеклянный материал пробирки может быть проассоциирован с открытостью и честностью человека. В свою очередь, резиновые перчатки могут быть трактованы как символ «тянучести» и медлительности и т.д. А может, что-то притягивающий человек?

Кстати! Вы всегда можете предложить поучаствовать в этом тех, кто оказался рядом с Вами: будь то близкие, друзья, коллеги, человек, сидящий напротив на этом свидании, а может быть, просто шумные дети в очереди..

Если есть время и возможность, можно оформить материалы в единый портрет. Получается очень красиво!

Рисунок42

Это  позволит развить навыки рефлексии, эмпатии, скорость мышления, отработать умение видеть схожести, проводить аналогии, устанавливать взаимосвязи и по-другому воспринимать объекты окружающей реальности, а также самого себя. Может быть, вы захотите придумать или изменить какую-то сказку на основе составленных аналогий? А вот  болванка-памятка:

Рисунок48

Аналогии "по ходу"

Примечательно, что проводить аналогии можно и «по ходу движения»: например, во время дороги смотреть по сторонам и выбирать объекты, схожие с выбранным человеком / предметом / явлением.

Это позволит с пользой проводить время и приучит мозг к постоянной творческой деятельности.

Предположим, Вы  заметили промелькнувшую в окне водонапорную башню и решили проанализировать ее, сравнив с самим собой.

Итак, исходный объект для построения аналогий: «Я как личность», случайный объект – «водонапорная башня». Возьмем прилагательное «водонапорная» и построим возможные аналогии. Часть слова «водо-» может быть трактована следующим образом: «Я - такой же разный, как вода. Кроме того, я умею адаптироваться, как жидкость, которая стремится занять предоставленную ей площадь». В свою очередь, часть «-напорная» может привести к следующей аналогии: «Иногда я бываю очень упрямым и даже напористым».

Тут вы потренируетесь в РАЗВИТИИ РЕЧИ! Продолжите этот ряд аналогий самостоятельно. Еще можно проассоциировать понятие «башня» с известными постройками (Эйфелева, Пизанская, Вавилонская и т.д.), после чего провести соответствующие параллели.

Фотограф из Сент-Луиса Brandon Voges провел фотоаналогии  между кондитерскими изделиями и людьми (участие в проекте было добровольным и официальным, что дает возможность для тактичной публикации материалов)

5D5MiLzyYnc Rf7g48ygYeI KDpy_VaCxzs ep_3CZ43L3Q BS7uXjAdZjE 81n2KCbU9kE

Замечайте, ассоциируйте, воспринимайте!! И узнавайте, открывайте Мир и Себя!!!! Оживляйте реальность находите себя в ней! А еще можно нарисовать географическую  КАРТУ СЕБЯ!!!!

75

Комментарии закрыты.