Психологическая инерция

На основе ЛИТЕРАТУРЫ

Психологическая инерция: понятие и методы взаимодействия

Важно знать и понимать, что на пути к нестандартным идеям и решениям нам встречается Психологическая Инерция, которая всячески соблазняет  нас сделать  "как обычно", "как все" и т.д.

Это - очень неоднозначная и противоречивая дама, способная и на коварности. С одной стороны, она помогает нам во многих «типовых» ситуациях. Так, благодаря психологической инерции  мы можем, например, застегнуть куртку «не глядя» / дойти куда-то «на автопилоте», думая при этом о своем / выйти из дома в кромешной темноте (пока все спят) и т.д. С другой стороны, она же мешает нам придумывать что-то по-настоящему новое, потому что всегда предлагает сделать «по старой схеме», «типично», «очевидно».

Итак, психологическая инерция (давайте для удобства будем сокращать ее до "П.И.") обладает определенными плюсами и выполняет некоторые значимые функции, однако чревата последствиями в процессе генерирования идей. Минусы П.И.:

  • - мешает придумывать новое,
  • - предлагает отработанные  ответы,
  • - не учитывает изменения в среде,
  • - не дает посмотреть с разных точек зрения,
  • - сужает круг потенциальных решений,
  • - ограничивает поиск и  эффективность

Так,  при нажатом тормозе машина  продолжает двигаться (по инерции). В свою очередь,  человек, выполняя действие, не сразу переключается на другое. «Психологическая инерция» - привычные действия, мысли, решения. Выход есть - постепенно приучаться действовать НЕочевидно.

Посудите сами! Да, в случае, если транспорт резко тормозит, мы непроизвольно наклоняемся по ходу поездки, продолжая при этом двигаться "по инерции". Но! Если мы сознательно предусматриваем такую вероятность и прилагаем определенные усилия, то   можем предотвратить  действие инерции.

Преодоление психологической инерции

Общая схема. Поскольку нам важно научиться ограничивать сферы влияния Психологической инерции, можно сделать следующее.

  • Шаг 1. Сознательно настроить себя
  • Шаг 2. Выявить очевидные варианты ответов, после чего гордо и торжественно их отбросить
  • Шаг 3. Начать «думать дальше» – предлагать неочевидные и нестандартные решения. А вот тут помогут приемы творчества, проведение аналогий, игра слов и серия заданий (подобные которым лучше выполнять регулярно).

4

Упражнение "Задачки". Разминка для мозга

Есть 2 монеты, в сумме дающие 15 копеек. Известно, что одна из них – не 5 копеек. Что это за монеты?

В данном случае важно отбросить происки психологической инерции и заметить подвох. Догадались? Это все те же 10 и 5 копеек. Секрет в том, что монета в 10 копеек - как раз та самая, которая НЕ 5!

Задание: "Трактовки сказок"

Прежде чем приступить к преобразованию сказок, внедрению приемов ЗАМЕНА, а также НАОБОРОТ, можно начать  с анализа привычных ситуаций и генерирования различных НЕочевидных вариантов  событий. Например. Почему Репка не хотела вылезать? Соблюдем наш мини-алгоритм:

Шаг 1. Настрой на поиск необычного и доброго ответа

Шаг 2. Выявление психологически инертных ответов:

  • Репка не вылезала "по сюжету",
  • такова задумка автора и т.д.,
  • просто Репка - вредная, злая и т.д. (ну правда, скучные и банальные варианты)

Шаг 3. Думать дальше: почему Репка не хотела вылезать, пока ее так усиленно тянули?

  • - Может быть, она просто еще не проснулась, и поэтому укрывалась землей, как будто одеялом?
  • - А может, ее раздосадовало то, что решение было принято без ее участия, и она ждала удобного момента выбраться наружу по собственной инициативе.
  • - Или в ее планы входило сделать сюрприз и неожиданно выскочить из-под земли, в шутку напугав при этом кого-то.
  • - А может, Репка была подругой Мышки, и поэтому был разработан и реализован план по поднятию ее авторитета.
  • - Или с Репкой договорился Дед, мечтавший сплотить свой коллектив и т.д.

При этом приведенные трактовки поведения Репки можно превратить в загадку: «Какой герой сказки совместил проведение тренинга по командообразованию с мероприятиями по укреплению имиджа и построению личного бренда некого грызуна?» и т.д. А может, разработать мемуар от лица Репки?

6

Что думал и чувствовал Аленький цветочек?

  • - Считал ли он себя дальним родственником Красной шапочки из-за схожести в цветовой гамме?
  • - Не загордился ли он от своей важности и значимости?
  • - Мог ли он без запинки назвать свое соцветие  под пристальным взглядом педагога?

Так что постарайтесь регулярно задумываться над привычным течением событий. Делать это можно и в очереди, и в метро, и.. Словом, использовать свободное время для творческого развития.

9

hjAfWIqAkgY

Задание "Всегда ли"?

Регулярно задавайте себе вопросы:"А всегда ли так бывает?":

  • Все ли птицы летают?
  • Всегда ли мяч разобьет стекло?
  • Всегда ли арбуз больше яблока и т.д.

10

И придумывайте СПЕКТР ответов! Чем больше и чем необычнее, тем лучше! Рассмотрим на следующем примере.

Всегда ли мышь меньше слона?

11

Задумайтесь, в каких случаях мышь будет больше, чем слон? Ниже приведены возможные варианты ответа. приведенные в литературе, но Вы сначала составьте свой список, ладно?

12

 

 Вариант 1.

Например, кто-то из наших заявленных товарищей - ненастоящий: игрушка, поделка, рисунок и т.д. Причем ненатуральным может быть как слон (и тогда любая, даже настоящая мышка, может быть больше него)

13

... так и мышь (по сравнению с ТАКИМИ грызунами даже настоящие слоны меркнут)

14

Вариант 2.

Оптический эффект. Либо наш слон находится на заднем плане, а мышь - прямо перед нашим любопытным носиком:

15

Либо мы воспользовались дополнительными устройствами

16

и вот так

17

Вариант 3.

 Постепенно отстраиваемся от "очевидных вариантов неочевидного явления". Ведь  СЛОН может быть не только огого-огромным животным, но и всего лишь шахматной фигурой! И тогда мышь (даже компьютерная) будет заметно больше!

18

Вариант 4.

Идем дальше. Сама трактовка слова "Больше" может иметь свои вариативные. Это - еще и РАЗВИТИЕ РЕЧИ! Так,  если МАМА-Мышь - степенная, а слоненок-РЕБЕНОК - инфантильный, получается, что умудренная опытом мышь заведомо БОЛЬШЕ, потому что СТАРШЕ. Смотрите сами:

19

 Вариант 5.

Да и сама мышь может считать себя БОЛЬШЕ по критерию значимости, раз сам слон ее боится! Имеет мнение, не оспоришь :)

20

Таким образом, мышь получается "больше", потому что является весомей:

21

Вариант 6.

Кроме того, могут быть такие ситуации, когда это вовсе не СЛОН и МЫШЬ, а дети в масках! И надо же было так случиться, что Слоник оказался меньше Мышки :)

22

 Вариант 7.

А может, кто-то творческий назвал попугая Слоном, а пингвина - Мышкой. И кто из них больше?

23

Наверняка, у Вас осталась еще много-много дополнений!! Обыграйте эту ситуацию и множество других!! Может, что-то произошло во сне? Или в книге? Или..?

24

 

Задание "Загадки"

Важно научиться  "думать дальше" в привычных ситуациях. Возьмите любую давно известную Вам загадку и "подумайте дальше".

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Но ведь кроме «запрограммированного» ответа подходит огромное множество вариантов. И домофон, и вахтерша, и домашний тигр Тёмочка, и сканер сетчатки глаза, встроенный в глазок, и... Продолжите этот бесконечный список, после чего приступите к другой (выбранной Вами ) загадке. Или СОСТАВЬТЕ СВОЮ ЗАГАДКУ

Задание "Картинки"

Ищите или рисуйте картинки, после чего разрабатывайте для них нестандартный вариант развития дальнейших событий.

Рисунок30

Вот зачем он бежит к коту с лестницей? Спасти его? Отнюдь!! Спасти себя! Придумайте еще огромное количество вариантов развития событий!!!!

Рисунок31

 

 Постарайтесь придумывать или хотя бы замечать аналогичные примеры нестандартностей!!!! Потренироваться можно на ПРИМЕРАХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ. А также можно начать додумывать ОШИБКИ

И вот еще несколько примеров

9

Важно понимать, что первое время вы будете  делать это сознательно – ловить себя на «психологически инертной» мысли, отвергать ее и усиленно Думать Дальше. Но со временем это приживется!!!! И Вы сможете мгновенно ориентироваться и генерировать остроумный и необычный ответ на месте, а не какое-то время спустя (когда уже поздно).

Помните про КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСТВА! У вас уже получается!!!! Потренируйтесь теперь в реализации ПРИЕМОВ творчества!!

Комментарии закрыты.