Сегодня поговорим о наказании: его причинах, специфике, последствиях и альтернативах
Текст и "оформление": Эмануэль Т.С. Основа: литература Иллюстрации: из сети Интернет Комиксы сделаны посредством сайта: http://www.stripcreator.com
Чем руководствуются взрослые, когда применяют подобные меры? СТРАХОМ, что ребенок иначе не поймет ошибки, ПОПЫТКОЙ "помочь", НЕЗНАНИЕМ, как реагировать по-другому и т.д.
К чему же это приводит? Если вкратце, то дети растут с устойчивым комплексом вины, "чувством собственного отстоинства", мыслями о том, что ничего другого он и не заслуживает - только наказания. Иногда такие дети находят выход из положения через регулярные болезни, а иногда учатся изощренно врать и срывать свою агрессию на беззащитных.
Почему это происходит? Потому что наказание не работает над самой ситуацией!!! Смотрите!! Наказанный ребенок НЕ думает о том, как исправить исходную. ситуацию!! Он либо жалеет себя, либо злится на источник наказания, либо разрабатывает план мести и/или технологию "Непопадания" впредь.. Потому что НАКАЗАНИЕ НЕГЛАСНО ИСКУПАЕТ ВИНУ!!!!! Ребенок уже "отстрадал", поэтому виноватым себя НЕ чувствует!!!!!
Психологи пришли к убеждению, что наказание не исправляет ситуацию, а провоцирует еще большее насилие и зло.
А по сути взрослые наказывают от ощущения СОБСТВЕННОГО отчаяния, когда не знают, что делать, как поступить. Получается так: "В любой непонятной ситуации - наказывай"...
И поэтому из самых "Добрых" побуждений взрослые учат детей, что всегда есть какой-то ВНЕШНИЙ контроль. Что модель насилия - единственная из эффективных и т.д. Дети срываются на других, копят агрессию и "замыкают круг".
Кстати! различные варианты "Общих" наказаний (например, в школе - достанется ВСЕМУ классу) часто имеют обратный эффект. Те, кто реально виноват понимают, что натворили лично они, а досталось всем, то есть ответственность "размазалась" - очень удобно, можно продолжать. А те, кто НЕ был виноват, все равно выслушали нотации и упреки. Следовательно, какой смысл поступать правильно, если в любом случае ругают всех? Тогда можно пакостить, раз все равно ругают? То есть часто в результате систематических "обобщенных" наказаний реально виноватые дети НЕ прекращают девиантные выходки, зато изначально невиновные дети часто начинают.
Кстати!! Некоторые вводят различные приемы из серии "Наказательный стул", когда ребенок, провинившись, встает в угол.. или сам идет на "наказательный стульчик". Это приводит к ситуациям из серии: "Не хочу собирать игрушки! лучше постою в углу!"
Игнорирование как вид наказания
Очень часто взрослые прибегают к уловке объявления бойкота. Дескать, уж теперь-то ребенок ВСЁ поймет!!! Вроде, и наказания как такового нет, и совесть взрослого "чиста"... Так ли это?
На самом деле это скорее провоцирует появление у ребенка зависимости, страхов и агрессии. И по сути является очередной манипуляцией.
Альтернатива игнорированию снова приводит нас к тематике выражения и принятия чувств. Никуда от нее не деться!
Какова альтернатива?
Общие рекомендации:
А теперь давайте разберем Алгоритм, альтернативный наказанию
Итак, первым делом взрослому важно выразить свои чувства и эмоции. Вам досадно от случившегося? Вы в ярости? Расстроены? Обескуражены? Важно донести это БЕЗ НАПАДОК!!! Далее важно сформулировать ожидания - сказать, что именно получилось "не так". И обязательно показать, как можно исправить ситуацию (а НЕ искупить вину и т.д.). При этом важно предоставить ребенку мини-выбор, чтобы и САМ ребенок включился в процесс, а исправление ситуации не превратилось в тяжкую и навязанную кем-то внешним повинность. Конечно, какие-то действия последуют в результате случившегося, но в итоге упор делается на решение проблемы, а НЕ на торжественное унижение виновного. Разберем применение алгоритма на примере.
То есть акцент смещается, во-первых, на САМОконтроль ребенка, во-вторых, на изменение ситуации, а не просто внедрение наказания. Пр этом важно дать понять, что извинения должны сопровождаться ДЕЙСТВИЯМИ и конкретными ИЗМЕНЕНИЯМИ!! Сами вербальные извинения - только первый шаг.
Иногда ситуацию полезно "отрепетировать" заранее, превратив в игру! Вспомните заветные алгоритмы!! Если ребенок плохо ведет себя в магазине, подождите его наказывать! СОВМЕСТНО с ним разработайте кодекс поведения в магазине. Поиграйте в ролевую игру, когда ребенок выполняет различные роли и видит ситуацию с разных точек зрения. Вот он - капризный ребенок, а теперь - Мама, а сейчас - сотрудник магазина и т.д.
Важно!! понимать разницу между "НАКАЗАНИЕМ" и "ПОСЛЕДСТВИЯМИ". Разница - в мотивах и последствиях. Мы хотим не проучить, причинив боль, а научить делать осознанный выбор и понимать последствия своих поступков, а также нести за них ответственность!
Очевидно, что разные подходы приводят к разным последствиям и восприятию: