ПСИ: наказание и игнорирование

35

 

Сегодня поговорим о наказании: его причинах, специфике, последствиях и альтернативах

Текст и  "оформление": Эмануэль Т.С.
Основа: литература
Иллюстрации: из сети Интернет
Комиксы сделаны посредством сайта: http://www.stripcreator.com

Чем руководствуются взрослые, когда применяют подобные меры? СТРАХОМ, что  ребенок иначе не поймет ошибки, ПОПЫТКОЙ "помочь",  НЕЗНАНИЕМ, как реагировать по-другому и т.д.

37

Рисунок13

К чему же это приводит? Если вкратце, то дети растут с устойчивым комплексом вины, "чувством собственного отстоинства", мыслями о том, что ничего другого он и не заслуживает - только наказания. Иногда такие дети находят выход из положения через регулярные болезни, а иногда учатся изощренно врать и срывать свою агрессию на беззащитных.

38

Почему это происходит? Потому что наказание не работает над самой ситуацией!!! Смотрите!! Наказанный ребенок НЕ думает о том, как исправить исходную. ситуацию!! Он либо жалеет себя, либо злится на источник наказания, либо разрабатывает план мести и/или технологию "Непопадания" впредь.. Потому что НАКАЗАНИЕ НЕГЛАСНО ИСКУПАЕТ ВИНУ!!!!! Ребенок уже "отстрадал", поэтому виноватым себя НЕ чувствует!!!!!

39

Психологи пришли к убеждению, что наказание не исправляет ситуацию, а провоцирует еще большее насилие и зло.

40

44

А по сути взрослые наказывают от ощущения СОБСТВЕННОГО отчаяния, когда не знают, что делать, как поступить. Получается так: "В любой непонятной ситуации - наказывай"...

41

И поэтому из самых  "Добрых" побуждений взрослые  учат детей, что всегда есть какой-то ВНЕШНИЙ контроль. Что модель насилия - единственная из эффективных и т.д. Дети срываются на других, копят агрессию и "замыкают круг".

42 43

Кстати! различные варианты "Общих" наказаний (например, в школе - достанется ВСЕМУ классу) часто имеют обратный эффект. Те, кто реально виноват понимают, что натворили лично они, а досталось всем, то есть ответственность "размазалась" - очень удобно, можно продолжать. А те, кто НЕ был виноват, все равно выслушали нотации и упреки. Следовательно, какой смысл поступать правильно, если в любом случае ругают всех? Тогда можно пакостить, раз все равно ругают? То есть часто в результате систематических "обобщенных" наказаний  реально виноватые дети НЕ прекращают девиантные выходки, зато изначально невиновные дети часто начинают.45

Кстати!! Некоторые вводят различные приемы из серии "Наказательный стул", когда ребенок, провинившись, встает в угол.. или сам идет на "наказательный стульчик". Это приводит к ситуациям из серии: "Не хочу собирать игрушки! лучше постою в углу!"

201 202

Игнорирование как вид наказания

190

Очень часто взрослые прибегают к уловке объявления бойкота. Дескать, уж теперь-то ребенок ВСЁ поймет!!! Вроде, и наказания как такового нет, и совесть взрослого "чиста"... Так ли это?

191

На самом деле это скорее провоцирует появление у ребенка зависимости, страхов и агрессии. И по сути является очередной манипуляцией.

192

Альтернатива игнорированию снова приводит нас к тематике выражения и принятия чувств. Никуда от нее не деться!

200

Какова альтернатива?

46

Общие рекомендации:

47

А теперь давайте разберем Алгоритм, альтернативный наказанию

48

Итак, первым делом взрослому важно выразить свои чувства и эмоции. Вам досадно от случившегося? Вы в ярости? Расстроены? Обескуражены?  Важно донести это БЕЗ НАПАДОК!!! Далее важно сформулировать ожидания -  сказать, что именно получилось "не так".  И обязательно показать, как можно исправить ситуацию (а НЕ искупить вину и т.д.). При этом важно предоставить ребенку мини-выбор, чтобы  и САМ ребенок включился в процесс, а исправление ситуации не превратилось в тяжкую и навязанную кем-то внешним повинность. Конечно, какие-то действия последуют в результате случившегося, но в итоге упор делается на решение проблемы, а НЕ на торжественное  унижение виновного. Разберем применение алгоритма на примере.

49 50

То есть акцент смещается, во-первых, на САМОконтроль ребенка, во-вторых, на изменение ситуации, а не просто внедрение наказания. Пр этом важно дать понять, что извинения должны сопровождаться ДЕЙСТВИЯМИ и конкретными ИЗМЕНЕНИЯМИ!! Сами вербальные извинения - только первый шаг.51

Иногда ситуацию полезно  "отрепетировать" заранее, превратив в игру! Вспомните заветные алгоритмы!! Если ребенок плохо ведет себя в магазине, подождите его наказывать! СОВМЕСТНО с ним разработайте кодекс поведения в магазине. Поиграйте в ролевую игру, когда ребенок выполняет различные роли и видит ситуацию с разных точек зрения. Вот он - капризный ребенок, а теперь - Мама, а сейчас - сотрудник магазина и т.д.

55

Важно!! понимать разницу между "НАКАЗАНИЕМ" и "ПОСЛЕДСТВИЯМИ". Разница - в мотивах и последствиях. Мы хотим не проучить, причинив боль, а научить делать осознанный выбор и понимать последствия своих поступков, а также нести за них ответственность!

53

Очевидно, что разные подходы приводят к разным последствиям и восприятию:

54 Давайте сделаем выводы и постепенно начнем менятьСЯ! :)

Комментарии закрыты.