Текст и "оформление": Эмануэль Т.С. Основа: литература Иллюстрации: из сети Интернет
Указание - явный признак того, что взрослый просто не верит, что ребенок в состоянии что-то понять и сделать сам. То есть взрослые предпочитают вечно указывать (вместо того, чтобы научить ребенка действовать и ориентироваться самому). Конечно, часто проще сказать и навязать, чем научить. При этом важно осознавать, что взгляды самого ребенка пока еще формируются. Он еще учится думать и понимать, но взрослый упорно и опрометчиво подсовывает ему ГОТОВЫЕ руководства к действию.
Иногда дети каким-то волшебным образом умудряются сохранить при этом свою сущность:
Но чаще все превращается в деструктив. Дети, которым постоянно указывают, вырастают инфантильными, неприспособленными к жизни, неспособными принять решение. Им патологически нужны авторитеты, кумиры и кто-то, кто сможет ими управлять, ведь сами они не умеют, потому что привыкли к наличию указывающей фигуры. Иногда они заболевают, чтобы избежать нотаций. А иногда уходят в сопротивление, чтобы как-то справиться с давлением. При этом силы расходуются на все что угодно, кроме развития.
Важно научить самого ребенка принимать решения. При этом ребенок должен быть уверен, что может обратиться за помощью в любой момент. И будет еще лучше, если взрослый будет руководствоваться рекомендациями по развитию самостоятельности.
То есть взрослому важно найти тонкую грань между тотальным выполнением всего ЗА ребенка и тотальной свободой, сопровождаемой полным безразличием к его проблемам. Ведь такой крайности тоже НЕ должно быть:
Таким образом, важно понять, что указания и принуждения отнимают у ребенка волю и способность к САМОконтролю.
В результате ребенок может превратиться либо в смиренную жертву, либо в свирепого тирана.
Альтернатива
Важно передать ребенку области контроля, ответственности и коррекции. НО! Ни в коем случае НЕ "спихнуть", а именно научить их принимать и реализовывать!
Начать можно с развития собственной веры в Личность ребенка.
А вместо формата "указать" и "заставить" можно СОВМЕСТНО и ПОСТЕПЕННО внедрить элементы следующего алгоритма. ВО-первых, важно признать чувства ребенка. Дать ему право НЕ хотеть принимать это горькое лекарство! Или отчаянно ХОТЕТЬ именно эту игрушку прямо здесь и сейчас! Справедливым будет КРАТКО ознакомить ребенка со своими эмоциями по этому поводу. А после начинается самое радостное и интересное. ВМЕСТЕ с ребенком разработать и записать идеи, которые, по его мнению, позволят ВМЕСТЕ решить сложившуюся трудность.
Причем разработка решений происходит в 3 этапа. На первом генерируется общий список идей посредством метода мозгового штурма, который исключает любую критику. Словом, всё, что приходит в голову Вам и Ребенку, безропотно записывается