Источник: "Проектирование здоровьесберегающей деятельности ОУ". Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В., Добренко И.А., Волосникова Т.В., Потапчук А.А\ под редакцией Криличевского В. И. Титова В.Н.
В СТИХАХ краткое руководство по проектированию здоровьесберегающей деятельности ОУ можно посмотреть ТУТ. Но самое радостное - что здоровье - комплексный феномен!! И эти направления ОУ УЖЕ реализует!! Нам просто нужно их обобщить "в том самом ключе"
Предполагается, что еще ДО программы здоровья в ОУ была создана Служба здоровья, рекомендуемый состав которой представлен ниже:
Конечно, желательно наличие ПРЕДводителя - руководителя Службы здоровья ОУ (более-менее добровольного)
Как уже было рассмотрено в тематике ПРОЕКТОВ, любая деятельность, согласно циклу Деминга-Шухарта, представляет собой хитрую комбинацию 4х основных этапов
Программа здоровья ОУ может быть представлена следующими основными компонентами
Рассмотрим каждый из них :) Поскольку мы говорим о программе ЗДОРОВЬЯ ОУ, давайте вспомним наш поход ко врачу.
Итак, аналогия: первое, с чем мы встречаемся по приходу ко врачу - это предоставление общей информации о себе (сообщаем пол, уточняем возраст и т.д.). Так и в программе Здоровья прежде всего мы указываем общую информацию об учреждении - представляем стандартную информационную справку ОУ.
Конечно, во введении мы упоминаем повышенную актуальность тематики здоровья в масштабах района, города, страны и вселенной
После того как общая информация представлена, переходим к формированию целевых ориентиров. Очень важный этап, вот почему:
Как правило, целевые ориентиры программы Здоровья звучат примерно так: "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, а также воспитания у них культуры здоровья". Важные компоненты:
- создание условий для... (ненавязчивое формирование условий в парадигме субъект-субъектных отношений)
- сохранение и укрепление здоровья (ориентир № 1)
- воспитание культуры здоровья (ориентир № 2)
- у всех участников образовательного процесса
Задачи, вытекающие из целеполагания, могут быть классифицированы как исходя из адресатов (ученики, учителя, родители и т.д.), так и на основе тематик (физическое / психологическое и т.д. здоровье)
При перечислении участников важно не забыть партнеров! Причем не только партнеров конкретного ОУ, но и района в целом (получится побольше!) :) Можно склассифицировать участников, поделив на прямых и косвенных; индивидуальных и групповых и т.д. Снова - сплошной простор для творчества и структуры!!
Следующий важный этап проектирования программы Здоровья - это анализ и последующая индивидуализация программы.
Каждое учреждение в этой программе может опираться именно на СВОИ ключевые направления! Это - огромный плюс!!! Аналогия с приемом врача: важно индивидуализировать подход к пациенты.
Что важно учесть? И место расположения ОУ, и тип (гимназия / школа / коррекционная школа и т.д.). Но самое важное - сделать акцент тех направлениях, которые уже сейчас являются основными для учреждения. Например, у школы лежит душа к созданию психологического климата! Отлично!!!
В целом, важно учесть следующие факторы:
Для чего это нужно? Чтобы из многообразия направлений, которые относятся к здоровью, выбрать именно те, которые актуальны для данного конкретного ОУ!!!!
После того как проведен анализ, можно перейти к самому интересному!! К разработке подпрограмм!! Подпрограмма представляет собой конкретное (довольно узкое) направление, которое оформляется как подпроект общей Программы. Например. "Здоровый педагог", "воспитание культуры здоровья", "Здоровье и безопасность" и т.д. Вот некоторые варианты тематик, выбрать основные из числа которых ОУ может на основе проведенного выше анализа!
Это - огромное поле для творчества и систематизации той деятельности, которая УЖЕ ВЕДЕТСЯ в ОУ!!! Это - прекрасный способ обобщить и структурировать огромное количество чудесных событий, которые населяют Ваше ОУ!
Итак, в завершении данного этапа ОУ формирует список тех подпрограмм, которые позже будут разработаны в рамках общей Программы. Ниже мы рассмотрим некоторые мероприятия подробнее. Здесь же важно прописать мероприятия программы. НАПРИМЕР
Более подробно виды здоровьесберегающих технологии рассмотрены ТУТ
Конечно, важно проанализировать спектр ресурсов, которые позволят нам реализовать намеченные цели и подпрограммы. Важно понимать, что ресурсы бывают НЕ только финансовыми
В данном случае нам важно указать следующие основные группы ресурсов
Конечно, акцент важно сделать именно на здоровьесберегающую деятельность ОУ. Проанализируйте "сусеки". Что есть у нас? Залы? Кабинеты? Чудесные педагоги? Партнеры? и т.д. Всё пишем!!
После того как мы представили свое ОУ введением и общей справкой (1 этап), поставили цель и выделили задачи (2), провели мини-анализ (3), торжественно составили список подпрограмм (4) и наскребли основные ресурсы (5), можно плавно перейти к проведению СВОТ-анализа.
Данный вид анализа был также рассмотрен в ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В целом, представляет собой анализ внутренней и внешней среды.
Вот так выглядит табличка в первозданном виде:
А вот так - в заполненном:
существует еще и расширенный вариант данной таблицы. Когда на стыке разделов приводятся мероприятия-стратегии, и анализ превращается в настоящую матрицу!! Вот болванка (вдруг Вам зохо-хо-хочется заполнить его на досуге)))):
А вот заполненный пример:
Вот мы и добрались до этапов. Важный компонент любой программы, даже если это - просто кошачий прыжок:
Содержательно основные этапы оформляются по следующей примерной схеме:Вот так это выглядит в табличке:
А так это выглядит по смыслу:
Конечно, после того, как мы столько всего разработали и запланировали, очень важно понять, как мы будем измерять эффективность - как поймем, что поменялось в результате наших здоровьесберегающих происков:
При разработке системы оценки эффективность важно указать конкретные показатели, а также методы их оценки. Например, динамика показателей здоровья - показатель. Как можно его измерить? Анализ групп здоровья, пропусков и т.д.
В целом, эффективность должна отражать (в том числе) следующие направления показателей )которые лучше конкретизировать и регулярно измерять):
В целом, мы рассмотрели следующие компоненты Программы Здоровья ОУ:
Можно начинать)))
ПРИМЕРЫ
А теперь поговорим о тех мероприятиях и направлениях деятельности, которые можно включить в программу Здоровья. Основное и самое ключевое: ВСЁ, что школа делает, можно и нужно отнести к здоровью!!! Так что по сути и содержанию ваша программа УЖЕ готова!!! Нужно просто ее немного обобщить!!
Один из параметров -здоровьесозидающий потенциал образовательного процесса:
Следующий компонент - здоровая среда:
Воспитание культуры здоровья
Опыт школы "Берегиня": психологические мастерские для любимых педагогов!!!
И театральные поставноки!!!!!
Интерактивное повышение квалификации в чудесной школе 370 СПб!!!
У Подпрограммы "Здоровый педагог" могут быть и свои продукты деятельности:
Вопросы психологического здоровья рассмотрены в отдельном разделе. Страница "Ключевое на сайте," раздел "ЭМОЦИИ". Важно понимать, что в рамках программы Здоровья ОУ тут должны быть и отдельные мероприятия (праздники, классные часы, консультации и т.д.), и сквозные технологии построения благоприятного климата (в классе, коллективе, на уроках и т.д.)
Творческое здоровье рассмотрено на большей части страниц этого сайта))) Страница "Ключевое на сайте," раздел "Творчество"