Проектирование программы здоровья

Источник: "Проектирование здоровьесберегающей деятельности ОУ". Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В., Добренко И.А., Волосникова Т.В., Потапчук А.А\ под редакцией Криличевского В. И. Титова В.Н.

06 февраля эмануэль_Страница_001

В СТИХАХ краткое руководство по проектированию здоровьесберегающей деятельности ОУ можно посмотреть ТУТ. Но самое радостное - что здоровье - комплексный феномен!! И эти направления ОУ УЖЕ реализует!! Нам просто нужно их обобщить "в том самом ключе"

Снимок

Предполагается, что еще ДО программы здоровья в ОУ была создана Служба здоровья, рекомендуемый состав которой представлен ниже:

06 февраля эмануэль_Страница_004

Конечно, желательно наличие  ПРЕДводителя - руководителя Службы здоровья ОУ  (более-менее добровольного)

06 февраля эмануэль_Страница_005

Как уже было рассмотрено в тематике ПРОЕКТОВ, любая деятельность, согласно циклу Деминга-Шухарта, представляет собой хитрую комбинацию 4х основных этапов06 февраля эмануэль_Страница_006

06 февраля эмануэль_Страница_009 06 февраля эмануэль_Страница_010

Программа здоровья ОУ может быть представлена следующими основными компонентами

06 февраля эмануэль_Страница_056

 

разд на сайт_Страница_01

Рассмотрим каждый из них :) Поскольку мы говорим о программе ЗДОРОВЬЯ ОУ, давайте вспомним наш поход ко врачу.

06 февраля эмануэль_Страница_011

Итак, аналогия: первое, с чем мы встречаемся по приходу ко врачу - это предоставление общей информации о себе (сообщаем пол, уточняем возраст и т.д.). Так и в  программе Здоровья прежде всего мы указываем общую информацию об учреждении - представляем стандартную  информационную справку ОУ.

06 февраля эмануэль_Страница_012

Конечно, во введении мы упоминаем повышенную актуальность тематики здоровья в масштабах района, города, страны и вселенной06 февраля эмануэль_Страница_013 06 февраля эмануэль_Страница_014

После того как общая информация представлена, переходим к формированию целевых ориентиров. Очень важный этап, вот почему:06 февраля эмануэль_Страница_015

Как правило, целевые ориентиры программы Здоровья звучат примерно так: "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, а также воспитания у них культуры здоровья". Важные компоненты:

  • создание условий для... (ненавязчивое формирование условий в парадигме субъект-субъектных отношений)
  • сохранение и укрепление здоровья (ориентир № 1)
  • воспитание культуры здоровья (ориентир № 2)
  • у всех участников образовательного процесса

06 февраля эмануэль_Страница_016

Задачи, вытекающие из целеполагания, могут быть классифицированы как  исходя из адресатов (ученики, учителя, родители и т.д.), так и на основе тематик (физическое  / психологическое и т.д. здоровье)06 февраля эмануэль_Страница_017

06 февраля эмануэль_Страница_019

При перечислении участников важно не забыть партнеров! Причем не только партнеров конкретного ОУ, но и района в целом (получится побольше!) :) Можно склассифицировать участников, поделив на прямых и косвенных; индивидуальных и групповых и т.д. Снова - сплошной простор для творчества и структуры!!06 февраля эмануэль_Страница_01806 февраля эмануэль_Страница_020

Следующий важный этап проектирования программы Здоровья  - это  анализ и последующая индивидуализация программы.06 февраля эмануэль_Страница_021

Каждое учреждение в этой программе может опираться именно на СВОИ ключевые направления! Это - огромный плюс!!! Аналогия  с приемом врача: важно индивидуализировать подход к пациенты.06 февраля эмануэль_Страница_022

Что важно учесть? И место расположения ОУ, и тип (гимназия / школа / коррекционная школа и т.д.). Но самое  важное - сделать акцент  тех направлениях, которые уже сейчас являются основными для учреждения. Например, у школы лежит душа к созданию психологического климата! Отлично!!!06 февраля эмануэль_Страница_023

В целом, важно учесть следующие факторы:

06 февраля эмануэль_Страница_025

Для чего это нужно? Чтобы из многообразия направлений, которые относятся к здоровью, выбрать именно те, которые актуальны для данного конкретного ОУ!!!!06 февраля эмануэль_Страница_027 06 февраля эмануэль_Страница_028

После того как проведен анализ, можно перейти к самому интересному!! К разработке подпрограмм!! Подпрограмма представляет собой конкретное (довольно узкое) направление, которое оформляется как подпроект общей Программы. Например. "Здоровый педагог", "воспитание культуры здоровья", "Здоровье и безопасность" и т.д. Вот некоторые варианты  тематик, выбрать основные из числа которых ОУ может на основе проведенного выше анализа!

06 февраля эмануэль_Страница_029

Это - огромное поле для творчества и систематизации той деятельности, которая УЖЕ ВЕДЕТСЯ в ОУ!!! Это - прекрасный способ обобщить и структурировать огромное количество чудесных событий, которые населяют Ваше ОУ!

06 февраля эмануэль_Страница_030

Итак, в завершении данного этапа ОУ формирует список тех подпрограмм, которые позже будут разработаны в рамках общей Программы. Ниже мы рассмотрим некоторые мероприятия подробнее. Здесь же важно прописать мероприятия программы. НАПРИМЕР

мероприятия_Страница_2мероприятия_Страница_3

Более подробно виды здоровьесберегающих технологии рассмотрены ТУТ 

06 февраля эмануэль_Страница_031

Конечно, важно проанализировать спектр ресурсов, которые позволят нам реализовать намеченные цели и подпрограммы. Важно понимать, что ресурсы бывают НЕ только финансовыми06 февраля эмануэль_Страница_032

В данном случае нам важно указать следующие основные группы ресурсов06 февраля эмануэль_Страница_033

Конечно, акцент важно сделать именно на здоровьесберегающую деятельность ОУ. Проанализируйте "сусеки". Что есть у нас? Залы? Кабинеты? Чудесные педагоги? Партнеры? и т.д. Всё пишем!!06 февраля эмануэль_Страница_034

разд на сайт_Страница_05

06 февраля эмануэль_Страница_035

После того как мы представили свое ОУ введением и общей справкой (1 этап), поставили цель и выделили задачи (2), провели мини-анализ (3), торжественно составили список подпрограмм (4) и наскребли основные ресурсы (5), можно плавно перейти к проведению СВОТ-анализа.06 февраля эмануэль_Страница_036

Данный вид анализа был также рассмотрен в ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В целом, представляет собой анализ внутренней и внешней среды.06 февраля эмануэль_Страница_037

Вот так выглядит табличка в первозданном виде:

06 февраля эмануэль_Страница_038

А вот так - в заполненном:

06 февраля эмануэль_Страница_039

существует еще и расширенный вариант данной таблицы. Когда на стыке разделов приводятся  мероприятия-стратегии, и анализ превращается в настоящую матрицу!! Вот болванка (вдруг Вам зохо-хо-хочется заполнить его на досуге)))):06 февраля эмануэль_Страница_040

А вот заполненный пример:

06 февраля эмануэль_Страница_041

06 февраля эмануэль_Страница_042

06 февраля эмануэль_Страница_043

Вот мы и добрались до этапов. Важный компонент любой программы, даже если это - просто кошачий  прыжок:
06 февраля эмануэль_Страница_044

Содержательно основные этапы оформляются по следующей примерной схеме:06 февраля эмануэль_Страница_045Вот так это выглядит в табличке:
06 февраля эмануэль_Страница_047

разд на сайт_Страница_09

А так это выглядит  по смыслу:

06 февраля эмануэль_Страница_046 06 февраля эмануэль_Страница_048

Конечно, после того, как мы столько всего разработали и запланировали,  очень важно понять, как мы будем измерять эффективность - как поймем, что поменялось в результате наших здоровьесберегающих происков:06 февраля эмануэль_Страница_049

При разработке системы оценки эффективность важно указать конкретные показатели, а также методы их оценки.  Например, динамика показателей здоровья - показатель. Как можно его измерить? Анализ групп здоровья, пропусков и т.д.06 февраля эмануэль_Страница_050

разд на сайт_Страница_10 06 февраля эмануэль_Страница_051

В целом, эффективность должна отражать (в том числе) следующие направления показателей )которые лучше конкретизировать и  регулярно измерять):06 февраля эмануэль_Страница_052 06 февраля эмануэль_Страница_053 06 февраля эмануэль_Страница_054 06 февраля эмануэль_Страница_055

В целом, мы рассмотрели следующие компоненты Программы Здоровья ОУ:

06 февраля эмануэль_Страница_056

разд на сайт_Страница_03

Можно начинать)))

06 февраля эмануэль_Страница_057

ПРИМЕРЫ06 февраля эмануэль_Страница_058

А теперь поговорим о тех мероприятиях и направлениях деятельности, которые можно включить в программу Здоровья. Основное и самое ключевое: ВСЁ, что школа делает, можно и нужно отнести к здоровью!!! Так что по сути и содержанию ваша программа УЖЕ готова!!! Нужно просто ее немного обобщить!!

Один из параметров -здоровьесозидающий потенциал образовательного процесса:

зд1

Следующий компонент - здоровая среда:

зд2

Воспитание культуры здоровья

зд3

06 февраля эмануэль_Страница_059

Опыт школы "Берегиня": психологические мастерские для любимых педагогов!!!

06 февраля эмануэль_Страница_060

И театральные поставноки!!!!!

06 февраля эмануэль_Страница_061

Интерактивное повышение квалификации в чудесной школе 370 СПб!!!

06 февраля эмануэль_Страница_062

У Подпрограммы "Здоровый педагог" могут быть и свои продукты деятельности:06 февраля эмануэль_Страница_063
06 февраля эмануэль_Страница_067 06 февраля эмануэль_Страница_068 06 февраля эмануэль_Страница_069 06 февраля эмануэль_Страница_070 06 февраля эмануэль_Страница_071 06 февраля эмануэль_Страница_072 06 февраля эмануэль_Страница_073 06 февраля эмануэль_Страница_074

06 февраля эмануэль_Страница_076

Вопросы психологического здоровья рассмотрены в отдельном разделе. Страница "Ключевое на сайте," раздел  "ЭМОЦИИ". Важно понимать, что в рамках программы Здоровья ОУ тут должны быть и отдельные мероприятия (праздники, классные часы, консультации и т.д.), и сквозные технологии построения благоприятного климата (в классе, коллективе, на уроках и т.д.)06 февраля эмануэль_Страница_077 06 февраля эмануэль_Страница_078 06 февраля эмануэль_Страница_079
06 февраля эмануэль_Страница_082

зд406 февраля эмануэль_Страница_084

Творческое здоровье рассмотрено на большей части страниц этого сайта))) Страница "Ключевое на сайте," раздел "Творчество"06 февраля эмануэль_Страница_085 06 февраля эмануэль_Страница_086 06 февраля эмануэль_Страница_113

06 февраля эмануэль_Страница_11206 февраля эмануэль_Страница_117 06 февраля эмануэль_Страница_118 06 февраля эмануэль_Страница_119 06 февраля эмануэль_Страница_120 06 февраля эмануэль_Страница_121 06 февраля эмануэль_Страница_122

Комментарии закрыты.