Игра “Мой стресс”

Авторская игра "Мой стресс"

Занятие имеет следующую структуру: первая часть – теоретическая, вторая – практическая.

Авторы: Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В. (Пособие "Прикладные вопросы повышения коммуникативной культуры интернов и ординаторов")

1. Введение: теоретическая часть «Основы стресса»

Первая часть занятия – информационная – представляет собой выступление, посвященное природе и специфике стресса: понятие и типы стресса, причины и механизмы его развития, виды реакций, а также основные меры по его профилактике и преодолению. Целесообразно затронуть диалектическую сущность феномена: рассмотреть как возможные негативные последствия сильного стресса, так и положительные функции незначительного. На данном этапе важно рассмотреть спектр всевозможных мер по преодолению стресса, указав на их ситуативную эффективность и значимость адресного подбора.

Таким образом, в результате данного этапа слушатели уточняют имеющиеся у них знания и представления о природе и механизмах стресса, а также спектре мер по его преодолению.

 2. Практическая часть

Вторая часть занятия – практическая, в результате которой участники должны разработать индивидуальные траектории взаимодействия со стрессом. Участники получают "рабочий листок" размера А3, сложенный по определенной схеме

лист

В качестве разминки и с целью настройки  можно предложить слушателям декорировать обложку книги, посвященной стрессу, закодировав в свой дизайн основные факты о стрессе и личное восприятие данного феномена. ФАЙЛ: Рабочий лист. СТРЕСС А3. emanuelt.ru

11

Самоанализ

После завершения работы над обложкой участники разворачивают "рабочий листок". Далее обучающимся предлагается на основе рефлексии выявить и проранжировать ключевые источники своего стресса, а также описать основные характеристики его проявления.

2!

Работа строится следующим образом: участники выделяют свои личные стрессоры (факторы, источники стресса), отвечая на вопрос «Какие ситуации тревожат лично меня?», и записывают их на секторах стрессограммы

9

Далее участники ранжируют степень негативного воздействия каждого фактора, отвечая на вопрос: «Насколько сильно это беспокоит / раздражает меня?» и отображают меру воздействия каждой ситуации стресса, опираясь на три условные градации: высокий уровень напряжения (расположение дальше от центра), средний (по середине), умеренный (ближе к центру).

10

Таким образом, каждый слушатель выделяет индивидуальные факторы стресса, после чего ранжирует меру их влияния, создавая личную стрессограмму. При этом каждый фактор можно закодировать в виде образа (вместо точки на стрессограмме изобразить ассоциативный символ.

Кроме того, слушателям предлагается идентифицировать и кратко описать основные характеристики проявления стресса (применительно к самому себе): например, «хочется плакать», «впадаю в ступор», «начинаю ругаться», «бледнею», «потеют руки», «поднимается давление» и т.д.

Таким образом, результатом данного этапа являются выводы из проведенного самоанализа: осознание и обобщение каждым участником ведущих источников своего стресса,  основных особенностей его проявления и т.д.

 Классификация мер по преодолению стресса

Участники снова разворачивают листок и получают комплект методов взаимодействия со стрессом, распечатанных на листе бумаге и разрезанных на тонкие полоски.

4

 Предоставленный набор хаотично подобранных необходимо классифицировать по группам и приклеить на рабочий листок. ФАЙЛ: Меры (текст). emanuelt.ru

При этом параметры выделения групп могут быть основаны как на теоретическом выступлении педагога в начале занятия, так и на имеющихся у слушателей представлениях, знаниях и опыте.

5

Примеры мер по преодолению стресса: двигательная активность в оптимальном формате: разминка / зал / бассейн / танцы / йога / …, задушевные беседы с близкими людьми, сон, смена видов деятельности и задач, чтение в уютной обстановке, просмотр фильма, музыка, общение в социальных сетях, уход за собой, покупки, вышивка, поделка и т.д., рисование, фототерапия (активная / пассивная), специализированные техники релаксации, медитации, ароматерапия, контрастный душ или горячая ванна, общение с семьей и друзьями, упражнения на дыхание, пение и т.д.

Примеры выделенных групп: меры: профилактические, реактивные, пролонгированные и т.д.

Целеполагание:

  • Психологическая цель данного этапа – формирование у участников знаний о широком спектре возможностей по оптимизации своего эмоционального состояния. В процессе классификации слушатели не просто бегло знакомятся с возможными мерами преодоления стресса, но и обдумывают и анализируют их, в результате чего самостоятельно формируют памятку по работе со стрессом.
  • Образовательная цель задания - развитие навыков работы с информацией: в процессе выполнения упражнения слушателям необходимо переработать большой объем информации: структурировать хаотично подобранные меры преодоления стресса по группам, выделенным самими участниками.

6

Индивидуальная траектория

После того как обучающиеся проанализировали наиболее значимые для себя источники стресса и познакомились с типовыми методами преодоления негативных эмоциональных состояний, каждому участнику предлагается разработать и отобразить собственную стратегическую траекторию реакции на стресс.

Для этого участникам предлагается полностью развернуть листок и разработать интеллект-карту, где для каждого фактора (источника) стресса (свойственного заполняющему) представить соответствующие меры по оптимизации своего психологического состояния.

В случае если участники не настроены на самостоятельное рисование, рекомендуется построить выполнение данного упражнения в технике коллажа, предоставив слушателям небольшие иллюстрации / наклейки / вырезки из журналов и попросив структурировать их и приклеить на "рабочий листок". Примечательно, что каждая картинка может быть совершенно по-разному трактована участниками. ФАЙЛ: Меры (картинки). emanuelt.ru

7

Таким образом, данный этап является обобщающим, объединяя в себе содержание двух предыдущих заданий: самоанализа и классификации мер по преодолению стресса.

8

 Мнемонический образ

В завершении упражнения слушателям предлагается сложить листок, вернув его в первоначальный вид, а на обороте обложки нарисовать некий обобщающий символ, отображающий  работу со стрессом.

 Материалы теоретической части

Слайд1 Слайд2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8 Слайд9 Слайд10 Слайд11 Слайд12 Слайд13 Слайд14 Слайд15 Слайд16 Слайд17 Слайд18 Слайд19 Слайд20 Слайд21 Слайд22 Слайд23 Слайд24 Слайд25 Слайд26 Слайд27 Слайд28 Слайд29 Слайд30 Слайд31 Слайд32 Слайд33 Слайд34 Слайд35 Слайд36 Слайд37 Слайд38 Слайд39 Слайд40 Слайд41 Слайд42 Слайд43 Слайд44 Слайд45 Слайд46 Слайд47 Слайд48 Слайд49 Слайд50 Слайд51 Слайд52 Слайд53 Слайд54 Слайд55 Слайд56 Слайд57 Слайд58 Слайд59 Слайд60 Слайд61 Слайд62 Слайд63 Слайд64 Слайд65 Слайд66 Слайд67 Слайд68 Слайд69 Слайд70 Слайд71 Слайд72 Слайд73 Слайд74 Слайд75 Слайд76 Слайд77 Слайд78 Слайд79 Слайд80 Слайд81 Слайд82 Слайд83 Слайд84 Слайд85 Слайд86 Слайд87 Слайд88 Слайд89

Комментарии закрыты.