Авторская игра "Мой стресс"
Занятие имеет следующую структуру: первая часть – теоретическая, вторая – практическая.
Авторы: Эмануэль Т.С., Эмануэль Ю.В. (Пособие "Прикладные вопросы повышения коммуникативной культуры интернов и ординаторов")
1. Введение: теоретическая часть «Основы стресса»
Первая часть занятия – информационная – представляет собой выступление, посвященное природе и специфике стресса: понятие и типы стресса, причины и механизмы его развития, виды реакций, а также основные меры по его профилактике и преодолению. Целесообразно затронуть диалектическую сущность феномена: рассмотреть как возможные негативные последствия сильного стресса, так и положительные функции незначительного. На данном этапе важно рассмотреть спектр всевозможных мер по преодолению стресса, указав на их ситуативную эффективность и значимость адресного подбора.
Таким образом, в результате данного этапа слушатели уточняют имеющиеся у них знания и представления о природе и механизмах стресса, а также спектре мер по его преодолению.
2. Практическая часть
Вторая часть занятия – практическая, в результате которой участники должны разработать индивидуальные траектории взаимодействия со стрессом. Участники получают "рабочий листок" размера А3, сложенный по определенной схеме
В качестве разминки и с целью настройки можно предложить слушателям декорировать обложку книги, посвященной стрессу, закодировав в свой дизайн основные факты о стрессе и личное восприятие данного феномена. ФАЙЛ: Рабочий лист. СТРЕСС А3. emanuelt.ru
Самоанализ
После завершения работы над обложкой участники разворачивают "рабочий листок". Далее обучающимся предлагается на основе рефлексии выявить и проранжировать ключевые источники своего стресса, а также описать основные характеристики его проявления.
Работа строится следующим образом: участники выделяют свои личные стрессоры (факторы, источники стресса), отвечая на вопрос «Какие ситуации тревожат лично меня?», и записывают их на секторах стрессограммы
Далее участники ранжируют степень негативного воздействия каждого фактора, отвечая на вопрос: «Насколько сильно это беспокоит / раздражает меня?» и отображают меру воздействия каждой ситуации стресса, опираясь на три условные градации: высокий уровень напряжения (расположение дальше от центра), средний (по середине), умеренный (ближе к центру).
Таким образом, каждый слушатель выделяет индивидуальные факторы стресса, после чего ранжирует меру их влияния, создавая личную стрессограмму. При этом каждый фактор можно закодировать в виде образа (вместо точки на стрессограмме изобразить ассоциативный символ.
Кроме того, слушателям предлагается идентифицировать и кратко описать основные характеристики проявления стресса (применительно к самому себе): например, «хочется плакать», «впадаю в ступор», «начинаю ругаться», «бледнею», «потеют руки», «поднимается давление» и т.д.
Таким образом, результатом данного этапа являются выводы из проведенного самоанализа: осознание и обобщение каждым участником ведущих источников своего стресса, основных особенностей его проявления и т.д.
Классификация мер по преодолению стресса
Участники снова разворачивают листок и получают комплект методов взаимодействия со стрессом, распечатанных на листе бумаге и разрезанных на тонкие полоски.
Предоставленный набор хаотично подобранных необходимо классифицировать по группам и приклеить на рабочий листок. ФАЙЛ: Меры (текст). emanuelt.ru
При этом параметры выделения групп могут быть основаны как на теоретическом выступлении педагога в начале занятия, так и на имеющихся у слушателей представлениях, знаниях и опыте.
Примеры мер по преодолению стресса: двигательная активность в оптимальном формате: разминка / зал / бассейн / танцы / йога / …, задушевные беседы с близкими людьми, сон, смена видов деятельности и задач, чтение в уютной обстановке, просмотр фильма, музыка, общение в социальных сетях, уход за собой, покупки, вышивка, поделка и т.д., рисование, фототерапия (активная / пассивная), специализированные техники релаксации, медитации, ароматерапия, контрастный душ или горячая ванна, общение с семьей и друзьями, упражнения на дыхание, пение и т.д.
Примеры выделенных групп: меры: профилактические, реактивные, пролонгированные и т.д.
Целеполагание:
- Психологическая цель данного этапа – формирование у участников знаний о широком спектре возможностей по оптимизации своего эмоционального состояния. В процессе классификации слушатели не просто бегло знакомятся с возможными мерами преодоления стресса, но и обдумывают и анализируют их, в результате чего самостоятельно формируют памятку по работе со стрессом.
- Образовательная цель задания - развитие навыков работы с информацией: в процессе выполнения упражнения слушателям необходимо переработать большой объем информации: структурировать хаотично подобранные меры преодоления стресса по группам, выделенным самими участниками.
Индивидуальная траектория
После того как обучающиеся проанализировали наиболее значимые для себя источники стресса и познакомились с типовыми методами преодоления негативных эмоциональных состояний, каждому участнику предлагается разработать и отобразить собственную стратегическую траекторию реакции на стресс.
Для этого участникам предлагается полностью развернуть листок и разработать интеллект-карту, где для каждого фактора (источника) стресса (свойственного заполняющему) представить соответствующие меры по оптимизации своего психологического состояния.
В случае если участники не настроены на самостоятельное рисование, рекомендуется построить выполнение данного упражнения в технике коллажа, предоставив слушателям небольшие иллюстрации / наклейки / вырезки из журналов и попросив структурировать их и приклеить на "рабочий листок". Примечательно, что каждая картинка может быть совершенно по-разному трактована участниками. ФАЙЛ: Меры (картинки). emanuelt.ru
Таким образом, данный этап является обобщающим, объединяя в себе содержание двух предыдущих заданий: самоанализа и классификации мер по преодолению стресса.
Мнемонический образ
В завершении упражнения слушателям предлагается сложить листок, вернув его в первоначальный вид, а на обороте обложки нарисовать некий обобщающий символ, отображающий работу со стрессом.