Сегодня давайте потренируемся использовать "минус в плюс" и творчески относиться к ошибкам
Задумайтесь, что было бы с Золушкой, не допусти она "досадную оплошность"? Кстати, помните, как мы внедряли прием "замена" в сказку о Золушке (и не только)? Основные мысли. Во-первых, ошибки могут стать основой для творческих идей! Во-вторых, можно замечать ошибки (например, не все буквы на вывеске светятся и т.д.), тем самым тренировать свою внимательность и развивать мозг, а потом додумывать увиденное до историй. В-третьих, если при написании чего-то вы или ребенок допустили ошибку, подождите прописывать слово тысячу раз, попробуйте обыграть получившееся и предложить мозгу поработать).
И еще. Очень важно избегать страха ошибок. Очень часто дети (а также некоторые взрослые) не умеет разделять оценку деятельности и оценку самого себя. Поэтому когда мы говорим: "Тут что-то не то", это воспринимается как "Всё, я - дурак и неудачник, меня не любят!" и т.д. Поэтому крайне важно сформировать грамотное отношение к ошибкам. А также оптимизировать свой формат критики.
Поиск ошибок и дивергентное мышление
Прежде чем перейти к ПОДБОРКЕ ОШИБОК для тренировки, посмотрите внимательно на картинку и найдите максимальное количество "ошибок" и "неточностей". То есть важно понимать, что наряду с "грубыми" ошибками вы сможете найти "относительные" погрешности, объяснение которым сможете придумать при помощи творческого мышления. Вот вам картинка:
Давайте обсудим!!! Какие "явные" ошибки удалось найти?
- "Странное количество небесных светил?" (Тень от пастуха падает в одну сторону, от калитки - в другую, а от собаки в вовсе в третью?)
- "Какое-то неопределившееся направление ветра?" (Деревья наклоняются в одну сторону, в то время как дым тянется в противоположную?)
- "Затесавшийся лиственник?" Веточку на сосне? Веточку заметили?? Затесалась же одна, вся такая лиственная!!!!
Действительно, непорядок.. Хотя, конечно, можно пофантазировать и сочинить историю про: "Своевольный ветер" (он - художник, он так видит дует), "Запутавшиеся тени-помощницы" (стажерки еще, что с них взять, не приноровились) и т.д.
- Что еще вас насторожило? Почему пашут и собирают одновременно? Разное время года, явная ошибка и т.д.? Да!!! Если только они не сеют поля по технологии "производства" асфальта....
Но предположим, что это - грубые ошибки, да!
А какие неточности Вам удалось заметить??
Что кажется вам "относительно ошибочным"? Попробуйте найти СПЕКТР объяснений для каждой выявленной вами неточности!!! Придумайте как реальные, так и фантастические объяснения нарисованного!
ВАЖНО! Если вы выполняете данное задание с ребенком, обязательно тщательно разделите объяснения. Важно, чтобы ребенок осознавал, какие объяснения - реальные, а какие - вымышленные!
- Какие-то деревья - голые? Почему так может быть? Если допустить, что это - НЕ разное время года и НЕ является ошибкой, то почему так могло произойти? Может быть, они пострадали от гусениц, поэтому так выглядят? А может, им просто было очень жарко и т.д. (переходим к сказке и сочинительству). Или случился страшный пожар? (отсюда можно пойти в тематику экологии, безопасности и т.д.)
- Почему приступка есть, а двери - нет? (Может, это и не приступка вовсе. Или это - дизайнерское решение. Или "А вот так построилось!" и т.д.)
- Почему занавески висят снаружи здания? Проветриваются? Привлекают внимание? ...?
- Почему печку топят летом? (А пироги? А баня? А "просто так"?)
- Почему калитка без петель? Почему тень от нее кривая?
- Куда делать лапа у овечки на переднем плане? Может, она - овца-гимнастка и мастерски ее подгибает?
- Почему пастух - на траве, а овцы (бедняги) на пыльной дороге?
- Чей черный хвост растет из толпы овец?
Потренировать вы можете также на примере иллюзий.
Таким образом, на основе данного задания мы:
- потренировали внимание (смотрели на картинку и упорно выискивали ошибки),
- активизировали логическое мышление (сопоставляли же направление теней с количеством светил),
- развили дивергентное мышление (пока пытались для одного и того же абсурда найти несколько объяснений)
- включили творческое мышление (меняли точку зрения, фантазировали и т.д.)
- внедрили приемы сочинительства (в процессе попытки объяснить получившийся казус с помощью истории)
- и многое другое!
Вот видите, сколько всего! Кто - молодец? Вы - молодец!
А теперь давайте потренируемся замечать ошибки и не раздражаться, а обыгрывать их. Сделать это можно на примере подборки. Делать это будет с таким настроем:
Продолжение: ошибки и правописание - тут!
И не забудьте про ПОДБОРКУ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ