Источник: ПРАКТИКУМ (Эмануэль Т.С.)
Общий алгоритм разработки реализации проекта был рассмотрен ранее (как на отвлеченных примерах, так и применительно к Программе здоровья ОУ), а сейчас коснемся вопроса выбора тематик проектной деятельности.
Рассмотрим некоторые методы организованного поиска тематик
Для оптимизации выбора тематик проектной деятельности можно воспользоваться Матрицей морфологического анализа. Составляем привычную матрицу: элементы и варианты их реализации
Заполняем элементы. Для примеры взяты аспекты, характерные для образовательных учреждений. Очевидно, что элементы могут быть любыми - согласно Вашим целям и интересам!!!
Рассмотрим поэтапное заполнение:
Далее начинаем составлять формулы (это можно делать хаотично), искать пересечения и додумывать эту абсурдную комбинацию до идеи!!!!
ПРИМЕР! Формула: 1Г 2А 3Б 4В 5Д
Расшифруем ее: 1Г-Г: тема: ЗОЖ, СанПиН, 2А: Тип: исследовательский, 3Б: Результат: конференция, 4В: Масштаб: на уровне школы, 5Д: Предмет: математика.
Вспомним требования. Таким образом, СанПиН- кладезь идей для проектов. И все довольные: педагогу - подмога, ученики - при деле, СанПиН - удовлетворен!
Следующая комбинация: 1Г 2Б 3Г 4Б 5Е. Расшифруем: 1Г: тема: ЗОЖ, 2Б: Тип: экспериментальный, 3Г: Результат: конкурс, 4Б: На уровне параллели, 5Е: предмет: физика.
Пример идеи на основе данной комбинации: конкурс на лучшее оформление кабинета по тематике "свет и тени" (и т.д., еще очень много вариантов!!)
Следующий пример. Формула: 1Д, 2Е, 3В, 4А, 5Б. Расшифруем: 1Д: ЭКО. 2Е: Агитационный. 3В: выставка. 4А: класс. 5Б: география, биология
Пример идеи: агитационная выставка "Берегите животных"! Альтернативы чучелам и ю.д. Связь с биологией: выставка может посвящена определенным видам. Связь с географией: разбор животных, обитающих в конкретных широтах.
Таким образом, метод Морфологического анализа дает нам возможность генерирования идей, соответствующих выделенным тематикам (элементам) и охватывающих все многообразие вариантов. Едва ли мы могли придумать столько всего, находясь в твердой памяти, но без конкретных приемов.
Вот так это может быть реализовано: разработка "Незнайка в стране Здоровья".
Очевидно, что важно сделать наполнение матрицы максимально оптимальным для свои целей. Те элементы, которые Вы выбелите, и будут определять содержание будущих проектов, поэтому важно изначально наполнить матрицу "Под себя"! :)
Рассмотрим метод Суперприставок: его понятие и использование для генерирования идей проектной деятельности.
Наиболее интересные идеи могут быть иллюстрированы.
Пример реализации. СТУЛ
"Сухое" применение метода может быть оформлено следующим образом:
Можно попросить детей подобрать примеры реализации своих идей и оформить это более живо:
Можно попросить учащихся оформить свои разработки более красочно, нежели просто в таблице. :)
Цели упражнения
Технология Метода фокальных объектов была рассмотрена отдельно. Сейчас разберем направления применения данного метода для генерирования идей проектной деятельности. Например, в рамках внеклассной работы ученикам необходимо разработать проект Праздника Творчества с обязательным условием: вся программа должна быть придумана с использованием МФО. Предположим, что в качестве одного из случайных слов был выбран кофе.
Ээто задание годится не только для детей, но и для нас самих!!! Вообразите!!! Вы сидите, никого не трогаете и пьете кофе. И тут Вам вздумалось взять и составить творческую программу для праздника. Первым подвернувшимся под руку стал кофе. Чтобы не выдумывать идеи “с потолка” и “гадать” (хоть и кофе, кстати), придумайте сценарий для потенциального праздника с использованием метода фокальных объектов. Давайте придумывать вместе: пример, а за ним – ваш вариант. Итак, исходный объект (который мы будем улучшать)– праздник (а именно конкурсы в рамках его программы). Случайное слово – кофе. Далее нам надо охарактеризовать случайное слово (какой он, наш кофе), а потом спроецировать каждую характеристику на исходный объект (программу праздника). И посмотреть, какая ерунда идея может получиться!
Оформить это можно следующим образом:
Ваш вариант:
Следующая связка “характеристика + проекция + идея”
Снова Ваш вариант!! Это важно!
Следующая связка:
И… Вы знали!!! Ваша очередь!!
Снова пример:
Снова ВЫ!
Интересно, как часто наши с Вами идеи сходятся???
ВЫ!!!
Данные варианты конкурсов едва ли смогли бы так быстро посетить наши светлые головы, если бы не “приманка” в виде конкретной технологии. Даже если из придуманного сценария на практике Вы реализуете «далеко не всё», творческим человеком Вы станете однозначно! И используете время «кофепития» с целью собственного развития. А если Вы все-таки решитесь провести разработанные «кофейные» конкурсы, то после озвучивания темы и правил целесообразно пояснять, на основе каких характеристик случайного слова были разработаны такие странные задания. После того как с кофе Вы закончили, обратите внимание на салфетку.Какие ее свойства можно выделить и спроецировать? Что можно усовершенствовать с ее помощью? :)))
И еще несколько идей для тематик проектов
подробнее - в разделе "ВОЛОНТЕРСТВО"