На основе ЛИТЕРАТУРЫ
Психологическая инерция: понятие и методы взаимодействия
Важно знать и понимать, что на пути к нестандартным идеям и решениям нам встречается Психологическая Инерция, которая всячески соблазняет нас сделать "как обычно", "как все" и т.д.
Это - очень неоднозначная и противоречивая дама, способная и на коварности. С одной стороны, она помогает нам во многих «типовых» ситуациях. Так, благодаря психологической инерции мы можем, например, застегнуть куртку «не глядя» / дойти куда-то «на автопилоте», думая при этом о своем / выйти из дома в кромешной темноте (пока все спят) и т.д. С другой стороны, она же мешает нам придумывать что-то по-настоящему новое, потому что всегда предлагает сделать «по старой схеме», «типично», «очевидно».
Итак, психологическая инерция (давайте для удобства будем сокращать ее до "П.И.") обладает определенными плюсами и выполняет некоторые значимые функции, однако чревата последствиями в процессе генерирования идей. Минусы П.И.:
- - мешает придумывать новое,
- - предлагает отработанные ответы,
- - не учитывает изменения в среде,
- - не дает посмотреть с разных точек зрения,
- - сужает круг потенциальных решений,
- - ограничивает поиск и эффективность
Так, при нажатом тормозе машина продолжает двигаться (по инерции). В свою очередь, человек, выполняя действие, не сразу переключается на другое. «Психологическая инерция» - привычные действия, мысли, решения. Выход есть - постепенно приучаться действовать НЕочевидно.
Посудите сами! Да, в случае, если транспорт резко тормозит, мы непроизвольно наклоняемся по ходу поездки, продолжая при этом двигаться "по инерции". Но! Если мы сознательно предусматриваем такую вероятность и прилагаем определенные усилия, то можем предотвратить действие инерции.
Преодоление психологической инерции
Общая схема. Поскольку нам важно научиться ограничивать сферы влияния Психологической инерции, можно сделать следующее.
- Шаг 1. Сознательно настроить себя
- Шаг 2. Выявить очевидные варианты ответов, после чего гордо и торжественно их отбросить
- Шаг 3. Начать «думать дальше» – предлагать неочевидные и нестандартные решения. А вот тут помогут приемы творчества, проведение аналогий, игра слов и серия заданий (подобные которым лучше выполнять регулярно).
Упражнение "Задачки". Разминка для мозга
Есть 2 монеты, в сумме дающие 15 копеек. Известно, что одна из них – не 5 копеек. Что это за монеты?
В данном случае важно отбросить происки психологической инерции и заметить подвох. Догадались? Это все те же 10 и 5 копеек. Секрет в том, что монета в 10 копеек - как раз та самая, которая НЕ 5!
Задание: "Трактовки сказок"
Прежде чем приступить к преобразованию сказок, внедрению приемов ЗАМЕНА, а также НАОБОРОТ, можно начать с анализа привычных ситуаций и генерирования различных НЕочевидных вариантов событий. Например. Почему Репка не хотела вылезать? Соблюдем наш мини-алгоритм:
Шаг 1. Настрой на поиск необычного и доброго ответа
Шаг 2. Выявление психологически инертных ответов:
- Репка не вылезала "по сюжету",
- такова задумка автора и т.д.,
- просто Репка - вредная, злая и т.д. (ну правда, скучные и банальные варианты)
Шаг 3. Думать дальше: почему Репка не хотела вылезать, пока ее так усиленно тянули?
- - Может быть, она просто еще не проснулась, и поэтому укрывалась землей, как будто одеялом?
- - А может, ее раздосадовало то, что решение было принято без ее участия, и она ждала удобного момента выбраться наружу по собственной инициативе.
- - Или в ее планы входило сделать сюрприз и неожиданно выскочить из-под земли, в шутку напугав при этом кого-то.
- - А может, Репка была подругой Мышки, и поэтому был разработан и реализован план по поднятию ее авторитета.
- - Или с Репкой договорился Дед, мечтавший сплотить свой коллектив и т.д.
При этом приведенные трактовки поведения Репки можно превратить в загадку: «Какой герой сказки совместил проведение тренинга по командообразованию с мероприятиями по укреплению имиджа и построению личного бренда некого грызуна?» и т.д. А может, разработать мемуар от лица Репки?
Что думал и чувствовал Аленький цветочек?
- - Считал ли он себя дальним родственником Красной шапочки из-за схожести в цветовой гамме?
- - Не загордился ли он от своей важности и значимости?
- - Мог ли он без запинки назвать свое соцветие под пристальным взглядом педагога?
Так что постарайтесь регулярно задумываться над привычным течением событий. Делать это можно и в очереди, и в метро, и.. Словом, использовать свободное время для творческого развития.
Задание "Всегда ли"?
Регулярно задавайте себе вопросы:"А всегда ли так бывает?":
- Все ли птицы летают?
- Всегда ли мяч разобьет стекло?
- Всегда ли арбуз больше яблока и т.д.
И придумывайте СПЕКТР ответов! Чем больше и чем необычнее, тем лучше! Рассмотрим на следующем примере.
Всегда ли мышь меньше слона?
Задумайтесь, в каких случаях мышь будет больше, чем слон? Ниже приведены возможные варианты ответа. приведенные в литературе, но Вы сначала составьте свой список, ладно?
Вариант 1.
Например, кто-то из наших заявленных товарищей - ненастоящий: игрушка, поделка, рисунок и т.д. Причем ненатуральным может быть как слон (и тогда любая, даже настоящая мышка, может быть больше него)
... так и мышь (по сравнению с ТАКИМИ грызунами даже настоящие слоны меркнут)
Вариант 2.
Оптический эффект. Либо наш слон находится на заднем плане, а мышь - прямо перед нашим любопытным носиком:
Либо мы воспользовались дополнительными устройствами
и вот так
Вариант 3.
Постепенно отстраиваемся от "очевидных вариантов неочевидного явления". Ведь СЛОН может быть не только огого-огромным животным, но и всего лишь шахматной фигурой! И тогда мышь (даже компьютерная) будет заметно больше!
Вариант 4.
Идем дальше. Сама трактовка слова "Больше" может иметь свои вариативные. Это - еще и РАЗВИТИЕ РЕЧИ! Так, если МАМА-Мышь - степенная, а слоненок-РЕБЕНОК - инфантильный, получается, что умудренная опытом мышь заведомо БОЛЬШЕ, потому что СТАРШЕ. Смотрите сами:
Вариант 5.
Да и сама мышь может считать себя БОЛЬШЕ по критерию значимости, раз сам слон ее боится! Имеет мнение, не оспоришь :)
Таким образом, мышь получается "больше", потому что является весомей:
Вариант 6.
Кроме того, могут быть такие ситуации, когда это вовсе не СЛОН и МЫШЬ, а дети в масках! И надо же было так случиться, что Слоник оказался меньше Мышки :)
Вариант 7.
А может, кто-то творческий назвал попугая Слоном, а пингвина - Мышкой. И кто из них больше?
Наверняка, у Вас осталась еще много-много дополнений!! Обыграйте эту ситуацию и множество других!! Может, что-то произошло во сне? Или в книге? Или..?
Задание "Загадки"
Важно научиться "думать дальше" в привычных ситуациях. Возьмите любую давно известную Вам загадку и "подумайте дальше".
«Не лает, не кусает, а в дом не пускает».
Но ведь кроме «запрограммированного» ответа подходит огромное множество вариантов. И домофон, и вахтерша, и домашний тигр Тёмочка, и сканер сетчатки глаза, встроенный в глазок, и... Продолжите этот бесконечный список, после чего приступите к другой (выбранной Вами ) загадке. Или СОСТАВЬТЕ СВОЮ ЗАГАДКУ
Задание "Картинки"
Ищите или рисуйте картинки, после чего разрабатывайте для них нестандартный вариант развития дальнейших событий.
Вот зачем он бежит к коту с лестницей? Спасти его? Отнюдь!! Спасти себя! Придумайте еще огромное количество вариантов развития событий!!!!
Постарайтесь придумывать или хотя бы замечать аналогичные примеры нестандартностей!!!! Потренироваться можно на ПРИМЕРАХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ. А также можно начать додумывать ОШИБКИ
И вот еще несколько примеров
Важно понимать, что первое время вы будете делать это сознательно – ловить себя на «психологически инертной» мысли, отвергать ее и усиленно Думать Дальше. Но со временем это приживется!!!! И Вы сможете мгновенно ориентироваться и генерировать остроумный и необычный ответ на месте, а не какое-то время спустя (когда уже поздно).
Помните про КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСТВА! У вас уже получается!!!! Потренируйтесь теперь в реализации ПРИЕМОВ творчества!!