Облака интересуют людей разных возрастов и сфер деятельности; привлекают по разным причинам: кому-то нравится за ними наблюдать, кто-то занимается их изучением, кто-то с нетерпением ждет дождя и т.д. С темой "Облака", как и с с другими вопросами, можно работать по спектру: понаблюдать за объектом (явлением), нарисовать его, изучить происхождение и механизм работы, описать, смастерить, показать и т.д.:
Можно попросить ребенка при описании облаков упомянуть следующие аспекты:
После того как описание сформировано, можно попросить ребенка провести аналогии, ответив на вопрос "На что похожи облака", однако важно показать возможный спектр критериев и объектов-аналогий: можно подбирать аналогии по внешнему виду, по значению и т.д.:
Некоторые аналогии можно иллюстрировать.
Переходя к вопросу происхождения облаком, изучению механизмов их появления, важно затронуть этимологическую сторону вопроса:
Как появляются облака:
Важно сопроводить объяснения визуальной схемой
И составить картинку "происхождения облаков" с самим ребенком
Участников мероприятия можно оживить:
А можно разработать основательную схему
Чтобы лучше понять природу облаков, можно провести ряд экспериментов:
Подобные эксперименты позволят понять механизм образования облаков и завести "домашнее облачко в банке".
Перед знакомством с видами облаков важно вспомнить, как они выглядят
Выделяют три основных типа облаков и их комбинации
Чтобы запомнить и научиться различать основные виды облаков, можно подбирать и анализировать фотографии из сети, а также наблюдать и фотографировать самому, характеризуя увиденное: какой, на что похож каждый вид. Фотоподборка из сети Интернет:
Обобщение и закрепление материала: можно попросить ребенка подобрать верные названия:
После визуального знакомства с видами облаков можно предложить ребенку сделать поделку, посвященную типологии облаков. Облака можно оживить:
Облака можно сделать из ваты:
Кроме того, можно сделать своеобразный "Прибор", на который нанесены основные типы облаков, для сопоставления с реальной облачностью:
Для того чтобы закрепить в памяти ребенка названия, значение и внешний вид основных типов облаков, можно предложить поиграть в игру. Заранее необходимо распечатать (написать) и вырезать 3 группы карточек для каждого типа облаков:
Карточки для Перистых облаков:
Карточки для Кучевых облаков:
Когда все карточки готовы (3 х 4 = 12 штук), из необходимо перемешать, после чего предложить ребенку произвести сопоставление
Про виды облаков можно подобрать загадки и придумать самому Кроме того, можно предложить ребенку составить кроссворд.
Для того чтобы лучше познакомиться с понятием, можно познакомить ребенка с фразеологизмами со словом "облако": обсудить их значение, подобрать персонажей, которые подходят, ситуации, в которых можно употреблять данные устойчивые выражения и т.д.:
Подобрать фразеологизм к картинкам (и наоборот):
Можно попросить ребенка подобрать персонажей
Кроме того, облака можно рисовать и мастерить:
Можно воспользоваться он-лайн раскраской и сбором по точкам: АКТИВНАЯ ССЫЛКА
Если нажать "распечатать", появится файл в хорошем качестве.
Либо можно потренировать он-лайн:
Но важно помнить о ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ
Кроме того, можно разобрать различные виды зонтиков (на основе творческого мышления)
Иллюстрации идиом:
Кроме того, при разработке зонтов можно отталкиваться от юморной типологии дождя:
Поделка "Часы погоды": наблюдения за тем, что происходит за окном:
Такие облака будут способствовать не только творческому развитию, но и "сенсорному развитию" детей
При прохождении темы облаков с детьми можно выполнять различные задания (на основе основного образа)
Например, можно попросить детей посчитать одинаковые облака или обвести их
Можно рисовать определенное количество капелек и выполнять другие задания на устный СЧЕТ
Для развития координации движений можно попросить ребенка провести линию
Кроме того, можно изучать характер линий
Детей младшего возраста можно попросить максимально аккуратно вырезать облака по контуру
Облачка могут стать частью корректурной пробы:
И раскраски-дорисовки (как АРТ-техники для развития мышления):
На примере подобранных картинок облаков можно отрабатывать эмоции и расширять эмоциональный потенциал ребенка
Согласно рассмотренному алгоритму составления загадок, можно "загадать облако":
Для развития творческого мышления детей можно попросит их сконструировать облака из сподручных материалов
Для развития дивергентного и творчесткого мышления модно предложить ребенку нарисовать различные облака, согласно конкретным условиям:
Внедрить прием ЗАМЕНА. Возможно, получится дорастить его до "сказки с заменой":
Оживить облака, дать им роли:
Попробовать прием "Удаление"
Облако может стать основой для морфологического анализа (подробно рассмотренного по активной ссылке)
Можно попросить детей провести параллели между облаками и людьми:
Что может стать аспектом самопознания через аналогии
На слух: музыка и ритм дождя:
На основе специальных программ можно составлять "Облака слов", посвященных конкретным тематикам
Можно попросить детей внедрить игру слов в восприятие облаков:
Пофантазировать над причинами, почему и как появляются облака
Творческие причины могут стать основой для создания сказок:
Картинки для сказкотерапии
Рекомендуется подбирать с детьми картинки с облаками, иллюстрирующие различные ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСТВА
Иллюстрировать прием "НАОБОРОТ" можно следующим образом:
Другой вариант приема НАОБОРОТ
Снова варианты сказочного происхождения:
Облака и аналогии:
Облака можно фотографировать и дорисовывать, а также дополнять подходящими объектами:
Кроме того, облака можно "интегрировать в быт")
Подобрать стихотворения об облаках и тучах:
Собрать коллекцию для фоторелаксации (картинки из сети) Таким образом, комплексная проработка понятия позволит достигнуть целей творческого, интеллектуального и эмоционального развития